Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма.
Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию.[1] Учение Гердера о народном духе с одной стороны развивает просветительское, с другой стороны уже предвосхищает романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. В романтическом учении о продуктивном духе народов братьев Гримм, которое было в целом узким и националистическим, этому духу надлежит из темного лона породить все своеобразие нации. Впоследствии романтическое учение исторической школы права (Савиньи) привело к недооценке наднациональных связей и влияний в исторической жизни и было связано пуповиной с естественно-правовым пониманием истории, поскольку это понимание истории заменяло веру в стабильную, всеобщую природу человека верой в стабильную природу народов. Это учение изолировало отдельный народ и игнорировало воздействия на его духовное бытие, возникавшие из политического и культурного сосуществования народов — своего рода аберрация зрения, дававшая себя знать едва ли не до конца XIX в.
У Гегеля национальный дух обозначает культурно-исторические проекции Абсолютного Духа. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю. Эмпирическим выражением национального духа является народ. Национальный дух посредством национального характера влияет на формирование индивидуального духа. Национальный дух осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии (наряду с духом времени). Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия национального духа.
Лидия Михайловна научила рассказчика милосердию, заботе и состраданию. Своими добрыми поступками учительница дала рассказчику понять, что добро совершать просто, что к этому должен стремиться каждый человек.
Учительница своим поступком продемонстрировала, что добро нужно совершать, несмотря ни на что. Она не побоялась директора школы, попрощалась со своей работой, чтобы мальчику, нуждающемуся в В некоторых случаях нужно пойти против всего общества, чтобы совершить по-настоящему правильный поступок.
Поступки Лидии Михайловны, которая всячески пыталась найти мальчику рассказчику понять следующую истину: «Когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься». Учительница научила повествователя никогда не опускать руки и бороться за то, к чему человек стремится.
Рассказчик получил следующий урок должна быть искренней и бескорыстной. Учительница продемонстрировала, что поступки должны исходить от самого сердца, что не нужно бояться последствий, а совершать то, что требует внутренний голос.
Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма.
Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию.[1] Учение Гердера о народном духе с одной стороны развивает просветительское, с другой стороны уже предвосхищает романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. В романтическом учении о продуктивном духе народов братьев Гримм, которое было в целом узким и националистическим, этому духу надлежит из темного лона породить все своеобразие нации. Впоследствии романтическое учение исторической школы права (Савиньи) привело к недооценке наднациональных связей и влияний в исторической жизни и было связано пуповиной с естественно-правовым пониманием истории, поскольку это понимание истории заменяло веру в стабильную, всеобщую природу человека верой в стабильную природу народов. Это учение изолировало отдельный народ и игнорировало воздействия на его духовное бытие, возникавшие из политического и культурного сосуществования народов — своего рода аберрация зрения, дававшая себя знать едва ли не до конца XIX в.
У Гегеля национальный дух обозначает культурно-исторические проекции Абсолютного Духа. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю. Эмпирическим выражением национального духа является народ. Национальный дух посредством национального характера влияет на формирование индивидуального духа. Национальный дух осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии (наряду с духом времени). Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия национального духа.
Лидия Михайловна научила рассказчика милосердию, заботе и состраданию. Своими добрыми поступками учительница дала рассказчику понять, что добро совершать просто, что к этому должен стремиться каждый человек.
Учительница своим поступком продемонстрировала, что добро нужно совершать, несмотря ни на что. Она не побоялась директора школы, попрощалась со своей работой, чтобы мальчику, нуждающемуся в В некоторых случаях нужно пойти против всего общества, чтобы совершить по-настоящему правильный поступок.
Поступки Лидии Михайловны, которая всячески пыталась найти мальчику рассказчику понять следующую истину: «Когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься». Учительница научила повествователя никогда не опускать руки и бороться за то, к чему человек стремится.
Рассказчик получил следующий урок должна быть искренней и бескорыстной. Учительница продемонстрировала, что поступки должны исходить от самого сердца, что не нужно бояться последствий, а совершать то, что требует внутренний голос.