один из самых известных рассказов льва николаевича толстого «кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:
жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а костылин – толстый, неуклюжий, грузный.
костылин богат, а жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
о строптивости жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам абдул-марат. первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег – это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а жилин рукодельничает, занимается починкой.
костылин бросает жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.
толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.
важная мысль заложена и в названии произведения. костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. однако над жилиным толстой будто иронизирует – он проявил волю и вырвался из , однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. кавказ пленит не только офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. в определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.
николенька иртеньев - мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. он любит своих родителей и гордится ими. но детские годы николеньки были беспокойными. он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
в детстве николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. и источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. с какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были "так сладки и ", нежные прикосновения ее рук, "грустную, очаровательную улыбку". любовь николеньки к матери и любовь к богу "как-то странно сливались в одно чувство", и от этого на душе у него становилось "легко, светло и отрадно", и он начинал мечтать о том, "чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были ".
большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая женщина - наталья саввишна. "вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение", она привила николеньке представление о том, что доброта - одно из главных качеств в жизни человека.
николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. мать его к тому времени уже умерла, и николенька рассуждает так: если эта строка искренняя - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. мальчик терзается этим.
большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает толстого. но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. николенька был привязан к мальчику сереже ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, "не смел даже называть его сережа, а непременно сергей", потому что "каждое выражение чувствительности доказывало и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка". повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, "не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях", он лишал себя "чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим".
отношение николеньки к илиньке грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира "больших". илинька грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга николеньки иртеньева, и николенька тоже участвовал в этом. но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. николенька иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
повесть л. н. толстого "детство" нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. "никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал толстой, - отмечал б. бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии л. н. толстого, - в этом бессмертие и художественное величие его повести
один из самых известных рассказов льва николаевича толстого «кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:
жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а костылин – толстый, неуклюжий, грузный.
костылин богат, а жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
о строптивости жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам абдул-марат. первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег – это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а жилин рукодельничает, занимается починкой.
костылин бросает жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.
толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.
важная мысль заложена и в названии произведения. костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. однако над жилиным толстой будто иронизирует – он проявил волю и вырвался из , однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. кавказ пленит не только офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. в определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.
николенька иртеньев - мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. он любит своих родителей и гордится ими. но детские годы николеньки были беспокойными. он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
в детстве николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. и источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. с какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были "так сладки и ", нежные прикосновения ее рук, "грустную, очаровательную улыбку". любовь николеньки к матери и любовь к богу "как-то странно сливались в одно чувство", и от этого на душе у него становилось "легко, светло и отрадно", и он начинал мечтать о том, "чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были ".
большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая женщина - наталья саввишна. "вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение", она привила николеньке представление о том, что доброта - одно из главных качеств в жизни человека.
николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. мать его к тому времени уже умерла, и николенька рассуждает так: если эта строка искренняя - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. мальчик терзается этим.
большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает толстого. но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. николенька был привязан к мальчику сереже ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, "не смел даже называть его сережа, а непременно сергей", потому что "каждое выражение чувствительности доказывало и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка". повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, "не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях", он лишал себя "чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим".
отношение николеньки к илиньке грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира "больших". илинька грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга николеньки иртеньева, и николенька тоже участвовал в этом. но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. николенька иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
повесть л. н. толстого "детство" нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. "никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал толстой, - отмечал б. бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии л. н. толстого, - в этом бессмертие и художественное величие его повести