Назовите писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.
А) М. Е. Салтыков-Щедрин В) М.В.Ломоносов Б) Д.И.Фонвизин Г) Г.Р. Державин
2. На каком из перечисленных изобразительно-выразительных средств построено стихотворение?
А я без Волги не могу… Она меня радушно принимает,
Как хорошо малиновою ранью с чем ни приду – с обидой иль бедой…
Прийти и посидеть на берегу, И всё она, наверно, понимает,
И вблизи её молчанья Коль грусть моя уносится водой.
А.Д.Дементьев
А) метафора Б) олицетворение В) сравнение Г) инверсия Д) эпитет
3.Соотнесите автора и произведение:
1.Н.А. Некрасов а) «Зреет рожь над жаркой нивой»
2.И.С. Тургенев б) «Севастополь в декабре месяце»
3.А.А. Фет в) «Нищий»
4.А.П. Чехов г) «Железная дорога»
5.М.Е. Салтыков- Щедрин д) «Дикий помещик»
6.Л.Н.Толстой е) «Хамелеон»
4. Кто из героев НЕ является персонажем произведения И.А. Бунина «Кукушка»:
А) Коля и Митя Б) барин В) Варвара Г) приказчик
5. Укажите героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Гладкий, голый, как из бани, Под горой в штабной избушке,
Встал, шатаясь тяжело. Парня тотчас на кровать
Ни зубами, ни губами Положили для Не работает – свело. Стали спиртом растирать.
Подхватили, обвязали, Растирали. Растирали…
Дали валенки с ноги. Вдруг он молвит, как во сне:
Пригрозили, приказали – _ Доктор, доктор, а нельзя ли
Можешь, нет ли, а беги. Изнутри погреться мне,
Чтоб не всё на кожу тратить?
6. Дайте определение понятию «юмор».
7. Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек, не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый? (Так названо произведение Фонвизина)
8. Определите стихотворный размер:
Восемь лет эту местность я знаю,
Уходил, приходил,- но всегда
В этой местности бьет ледяная
Неисчерпываемая вода.
9. Назовите цикл рассказов, куда входит произведение «Хорь и Калиныч». Кто его автор?
Рассказ «Кавказский пленник» создан специально для себя. Лев Толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования. Написанный после «Войны и мира» , в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла, «Кавказский пленник» - тоже своего рода «Война и мир» , только для у себя. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, - «мир» . И здесь есть своя «мысль народная» - утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности- любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимо И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что самое прекрасное в человеке - это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере - все то, что людям кажется привычным и нормальным.
Поэтому Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла им следовать добру. Он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. Здесь нет сложной психологии, герой рассказа сродни капитану Тушину, он занят не поисками смысла жизни, а борется за свое освобождение. «Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза - спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим анализом. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину - хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого» .
Чтение рассказа увлекает нас. Все сочувствуют Жилину, презирают Костылина, восхищаются Диной. Эмоциональность восприятия к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе - особенности восприятия литературного произведения, присущие возрасту, из которых надо исходить, сильные стороны которых надо использовать. Но Читатель должен и развивать нас, обогащать их восприятие, учить проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения. Надо обратить основное внимание на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. Итак, первая задача учителя - добиться полноценного восприятия произведения.
В рассказе «Кавказский пленник» Толстой хочет сказать главное - правду.
Рассказ может и должен быть прочитан учителем в классе. Напряженность сюжета пробуждает желание узнать, что будет дальше; проникаясь сочувствием к Жилину, читатели с нетерпением ждут его освобождения. Не стоит разрушать цельность впечатления постановкой вопросов, беседой по ходу чтения, развернутыми комментариями.
В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества. На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой) , теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость.