Сюжет этой истории довольно прост: лирический герой (личность которого в данном случае приближается к личности самого автора) повествует о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Пробудившись от яркого света и утренней свежести, герой, распахнув окно, садится на подоконник. С каким наслаждением вдыхает он в себя ароматы растений и земли, с какой внимательностью и чуткостью наблюдает он за пробуждением всего живого. Особый трепет в сердце героя (не случайно он называет это чудом) вызывает звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе. Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.
В описании петушиного пения как нельзя лучше проявляется концепция природы Куприна, затронутая им во многих других произведениях. Столкновение со всем живым становится для героя (и самого автора) попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени. Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.
Двое рудокопов в жаркий праздничный день отправились на покосы. Отдыхая на траве, один из них увидел красивую женщину - Хозяйку Медной горы. Пришла она не одна, а со своими слугами - разноцветными ящерками. Хозяйка пришла к Степану с поручением: сказать заводскому приказчику, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан на следующий день передал приказчику Хозяйкины слова, но приказчик ее требование не выполнил, а Степана наказал. Хозяйка Медной горы решила отблагодарить Степана за смелость и честность, показала ему свое приданное: разные сорта малахита, меди, самоцветы. Предлагала жениться на ней, но Степан отказался. После встречи с Хозяйкой Медной горы Степан стал самым удачливым рабочим, ему постоянно попадался малахит. В обмен на вольную от приказчика Степан стал добывать огромные камни малахита, но за работу на руднике поплатился своим здоровьем, и умер, уйдя на охоту в лес. В кулаке у него были зажаты камешки - слезы Хозяйки Медной горы.
В описании петушиного пения как нельзя лучше проявляется концепция природы Куприна, затронутая им во многих других произведениях. Столкновение со всем живым становится для героя (и самого автора) попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени. Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.
Двое рудокопов в жаркий праздничный день отправились на покосы. Отдыхая на траве, один из них увидел красивую женщину - Хозяйку Медной горы. Пришла она не одна, а со своими слугами - разноцветными ящерками. Хозяйка пришла к Степану с поручением: сказать заводскому приказчику, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан на следующий день передал приказчику Хозяйкины слова, но приказчик ее требование не выполнил, а Степана наказал. Хозяйка Медной горы решила отблагодарить Степана за смелость и честность, показала ему свое приданное: разные сорта малахита, меди, самоцветы. Предлагала жениться на ней, но Степан отказался. После встречи с Хозяйкой Медной горы Степан стал самым удачливым рабочим, ему постоянно попадался малахит. В обмен на вольную от приказчика Степан стал добывать огромные камни малахита, но за работу на руднике поплатился своим здоровьем, и умер, уйдя на охоту в лес. В кулаке у него были зажаты камешки - слезы Хозяйки Медной горы.