Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались лингвисты (фонетисты, фонологи, синтаксисты), методисты и (в частности, стиховеды), описавшие ряд частных и общих особенностей интонации и взаимосвязи её компонентов, указавшие пути к изучению и анализу многих вопросов интонологии. за последние годы существенно увеличилось число специальных исследований, посвященных изучению интонации, получены перспективные результаты. тем не менее работы отечественных и зарубежных учёных показывают, что проблема интонации остаётся актуальной и представляет несомненный лингвистический и как в практическом, так и в теоретическом отношении. в современной науке существуют различные варианты определения термина «интонация». термин «интонация» восходит к латинскому intonare «громко произносить». однако этимологическое значение слова не покрывает современного терминологического содержания. интонация составляет суперсегментный уровень, вторую линию речевого звучания. этот второй уровень речевого звучания, который образуется с одной стороны, системой ударений (просодией), а с другой стороны - мелодикой, темпом, паузацией и тембром, имеет сложное строение и многообразные функции (н.в. черемисина - ениколопова, c.l 1). интонация представляет собой различные соотношения количественных изменений тона, интенсивности, длительности и некоторых свойств тембра: степени отчётливости тембра при усилении или ослаблении словесного ударения, тембровой окраски, зависящей от эмоционального состояния говорящего. при этом в речи, где преобладает смысловое содержание, наибольшими различительными возможностями обладает тон, а в эмоциональной речи многообразно проявляются все компоненты интонации (е. брызгунова, с.869). интонация - это звуковое средство языка, с которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и субъективное отношение к высказываемому (е. брызгунова, с.96). интонация - смысловая мелодия, заключённая в самом строе речи. особую роль играет интонация в стихе, чему раскрывается фонетико-мелодическое и смысловое богатство поэтического текста (а.п.квятковский, с.143). остановимся на трактовке следующего определения. интонация - это общее движение нашего голоса в процессе говорения. мы воспринимаем интонацию не только в звучащей речи, она так или иначе фиксируется письменно, и мы при чтении про себя воспринимаем её «внутренним слухом». в стихе нам отчётливо даны именно те членения, общий темп и система акцентов, которые хотел придать своей речи автор. перед нами уже не речь, а стих (и. трифонов, с.2). первая попытка наметить в стихе конструктивные интонационные различия принадлежит в.м.жирмунскому («композиция лирических стихотворений» более детально исследовал этот вопрос в 1922г. б.м. эйхенбаум («мелодика лирического стиха»). он предложил различать три интонационных типа лирического стиха: напевный стих, декламативный (риторический) и говорной. он считал, что интонацию формирует лексика и синтаксис. в.е.холшевников сводит стиховые интонации к двум типам - напевному, включающему два вида (песенный и романсный); и говорному, разделённому также на два вида (ораторский и разговорный). теория речевой интонации исследуется в работах н.в.черемисиной -ениколоповой (1999), е.а. брызгуновой (1982), н.д.светозаровой (2000). современные лингвисты предлагают классификации интонационных единиц на основе их закреплённости за определёнными синтаксическими образованиями. »
Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «арабески» (1835), получившем высокую оценку в.г. белинского. гоголь начал работать над повестью в период создания «вечеров на хуторе близ диканьки» (примерно в 1831 году). в его записной книге сохранились наброски «невского проспекта» вместе с черновыми записями «ночи перед рождеством» и «портретом». повести гоголя «невский проспект», «записки сумасшедшего», «портрет» (1835), «нос» (1836), «шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. сам писатель не объединял их в особый цикл. все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в и культуру как художественное целое, как цикл. это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества). тематика повести основная тема повести — жизнь петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными1 интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека. сюжет и композиция повести выясняются в ходе беседы. примерные вопросы. — какую роль играет описание невского проспекта в начале повести? — какой момент является завязкой действия? — как складывается судьба пискарёва? — как складывается судьба пирогова? — какую роль играет описание невского проспекта в финале повести? гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. общая картина жизни петербурга раскрывается в описании невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города. описание невского проспекта в начале повести является экспозицией. неожиданный возглас поручика пирогова, обращённый к пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками — завязка действия с двумя контрастными развязками. завершается повесть также описанием невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.