Защита человеческой личности в романе а. с. пушкина «дубровский» во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какая она есть. но и во все времена жили люди, готовые бороться за свое счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. с такими людьми мы можем познакомиться на страницах романа а. с. пушкина «дубровский» . это произведение глубокое и интересное. меня оно впечатлило своей идеей, поворотами сюжета, печальным финалом, героями. кирилла петрович троекуров, владимир дубровский, маша троекурова – все это сильные и незаурядные личности. но разница между ними в том, что троекуров от природы был неплохим человеком, его связывали добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком дубровским, ему были свойственны человеческие порывы, но в то же время он был деспотом и самодуром. троекуров – типичный барин-крепостник, в котором до предела развито чувство собственного превосходства и вседозволенности, порочности и невежественности. тогда как дубровский и маша – натуры благородные, искренние, чистые и честные. главной проблемой романа является проблема защиты человеческого достоинства. но, так или иначе, она связана со всеми персонажами произведения. в первую очередь эта проблема касается семьи дубровских, которую троекуров лишил не только родового поместья, но и покусился на их дворянскую честь и достоинство. андрей гаврилович был уверен в своей правоте, мало заботился о судебном деле, которое затеял против него троекуров, поэтому и не смог отстоять свои права. андрей гаврилович дубровский не выдержал неравной схватки с более сильным соперником и умер. тогда отстаивать свою собственную честь пришлось дубровскому-младшему. волею случая он стал во главе крестьянского движения, чтобы «вершить свой суд» . но он с самого начала был не согласен с борьбы против помещиков. его чистая и искренняя натура не позволяла ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. он был справедлив и милосерден, поэтому руководил владимир крестьянами недолго. крестьянский бунт был стихийным, действия их часто были противоречивыми, поэтому они покорились приказу дубровского, прекратили вооруженное выступление и разошлись. «…грозные посещения, и грабежи прекратились. дороги стали свободны» . но почему же владимир не трогает владения своего обидчика, самого богатого помещика в округе – троекурова? как оказалось, дубровский полюбил дочь кириллы петровича, машу, и простил ради нее своему кровному врагу. маша тоже полюбила владимира. но эти герои не смогли быть вместе – кирилла петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа верейского. владимир не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком. таким поворотом сюжета, печальным финалом, как мне кажется, а. с. пушкин показывает, что человек в россии беззащитен перед злом и несправедливостью. его не может защитить ни закон, ни общество. он может лишь рассчитывать на свои собственные силы. поэтому я понимаю владимира дубровского, который стал разбойником. а что ему еще оставалось делать? не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписанным правилам – правилам силы и жестокости. но его благородная, чистая и искренняя натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником» .
Читатель давно оценил бессмертное творение гете - его трагедию «фауст» , один из замечательных памятников мировой . великий национальный поэт, пламенный патриот, воспитатель своего народа в духе гуманизма и безграничной веры в лучшее будущее на нашей земле, гете - бесспорно одно из наиболее сложных явлений в . позиция, занятая им в борьбе двух культур, - а они неизбежно содержатся в «общенациональной» культуре любого разделенного на классы общества, - не свободна от глубоких противоречий. идеологи реакционного лагеря тенденциозно выбирали и выбирают из огромного наследия поэта отдельные цитаты, с которых они стараются провозгласить гете «убежденным космополитом» , даже «противником национального объединения немцев» . свое всемирное значение созданием "фауста", гете меньше всего - "автор одной книги". да это и не мирилось бы с основной чертой его личности, его поразительной универсальностью. крупнейший западноевропейский лирик, в чьих стихах поэзия впервые заговорила на подлинно народном языке о простых и сильных человеческих чувствах, гете вместе с тем - автор широко известных ("лесной царь", "коринфская невеста" и др.) , драм и эпических поэм и, наконец, замечательный романист, отобразивший в "страданиях юного вертера", в "вильгельме мейстере", в "поэзии и правде" духовную жизнь целого ряда поколений народа. однако и столь разнообразной деятельностью не исчерпывается значение гете. "гете представляет, быть может, единственный в человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и ученого" {к. а. тимирязев, гете - естествоиспытатель. энциклопедический словарь, изд. гранат, т. xiv, стр. 448.}, - писал о нем к. а. тимирязев.