Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"
Раскройте на конкретных примерах, как в тексте поэмы сочетаются особенности эпического, лирического и драматического. Объясните, как и для чего три литературных рода взаимодействуют между собой в пределах одного произведения.
ответ:
я применил схему проппа к сказке про ивана-царевича и серого волка, результат оказался немного непредсказуем. получается, что в этой сказке под видимым и понятным сюжетом скрыт старый, первоначальный, почти незаметный, но при желании реконструируемый исходный сюжет.
сначала посмотрим то, что лежит на поверхности, как текст сказки на верхнем явном уровне очевидно укладывается в схему проппа.
начинается любая сказка с описания некой исходной ситуации. здесь мы видим весьма обычную сказочную ситуацию – было у царя три сына и т.д.
функция 1. один из членов семьи отлучается из дома.
этого в нашей сказке нет.
функция 2. к герою обращаются с запретом.
функция 3. запрет нарушается.
тема запрета присутствует в запрете на поедание яблок в царском саду, этот запрет нарушается жар-птицей. хотя героем сказки жар-птица точно не является.
после нарушения запрета, по проппу, в сказке должен появиться антагонист героя, то есть враг, противник, вредитель. он выведывает какие-то важные сведения, это все представлено в следующих четырех функциях.
функция 4. антагонист пытается произвести разведку.
функция 5. антагонисту сведения о его жертве.
функция 6. антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.
функция 7. жертва поддается обману и тем невольно врагу.
только в нашей сказке эти функции пропущены.
функция 8. антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.
восьмую функцию пропп полагал самой важной, поскольку с нее начинается фактически основная сюжетная линия сказки.
в сказке вред очевиден – жар-птица ворует золотые яблоки. получается, что жар-птица в этой сказке антагонист, или, по крайней мере, орудие антагониста.
функция 9. беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.
функция 10. искатель соглашается или решается на противодействие.
функция 11. герой покидает дом.
иван (и его братья) отправляется на поиски жар-птицы.
функция 12. герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или .
функция 13. герой реагирует на действия будущего дарителя
функция 14. в распоряжение героя попадает волшебное средство.
испытанием можно считать выбор пути у камня на распутье, потерю коня. волшебным средством, несомненно, является серый волк, который сам подходит к герою, затевает разговор, выясняет, что к чему и предлагает свою . все вроде по проппу.
функция 15. герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
иван скачет верхом на сером волке.
функция 16. герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу
функция 17. героя метят
функция 18. антагонист побеждается.
антагонистом в такой трактовке, похоже, можно считать трех царей, владельцев сокровищ – жар-птицы, коня златогривого и елены прекрасной. борьбой с антагонистом тогда являются попытки ивана украсть эти сокровища (неудачно) или добыть их мошенническим путем с серого волка (удачно).
то, что антагонистов оказывается трое, можно отнести за счет того, что их тройственность есть только следствие стандартного сказочного приема утроения. в начальной версии сюжета антагонист, вероятно, был один, и лишь позднее он растроился.
функция 19. начальная беда или недостача ликвидируется.
функция 20. герой возвращается.
иван получает жар-птицу, ради которой он и пустился в путь, и в качестве бонуса – еще коня и барышню.
функция 21. герой подвергается преследованию.
функция 22. герой спасается от преследования.
пострадавшие цари ивана не преследуют, но в дело вступают братья ивана, которые убивают его и присваивают его добычу. ивана оживляет и спасает все тот же серый волк.
функция 23. герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
этого в сказке нет.
функция 24. ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
братья ивана присваивают его заслуги.
функция 25. герою предлагается трудная .
функция 26. решается.
функция 27. героя узнают.
этого в сказке нет.
функция 28. ложный герой или антагонист изобличается.
братья ивана изобличены.
функция 29. герою дается новый облик.
этого в сказке нет.
функция 30. враг наказывается.
братья ивана наказаны.
функция 31. герой вступает в брак и воцаряется.
тут все у ивана в порядке.
очевидно, что в целом сказка про ивана-царевича и серого волка вполне вписывается в схему проппа. не все пропповские функции в ней реализованы, но это для сказок и не обязательно. реальные сказки далеко не всегда отвечают всем требованиям полной схемы сказочной морфологии.
в данном случае, как несложно видеть, реализовано 19 функций (3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19,
но. нарушать тот запрет, который важ
объяснение:
напиши все
ответ:
перед вами сказка под названием «пропала совесть», которую написал знаменитый писатель салтыков-щедрин. здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.
многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. все герои данного произведения относятся к одной категории людей. здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.
каждый из этих героев уже давно не имеет совести и даже хорошо живут без нее. теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. в этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.
писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. при совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. и стараться не совершать плохого другому человеку. даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.
каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.
а вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. и воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.
и это все должны сделать молодые , которые живут в стране. а начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. у каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.
идея, тема, смысл
источник: анализ сказки пропала совесть салтыкова-щедрина сочинение
объяснение: