В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
popovichmilanap06lkc
popovichmilanap06lkc
03.01.2022 21:15 •  Литература

Николай Алексеевич Некрасов «Мороз, Красный нос» 1. Докажите, что поэт создаёт сказочный образ. Какие приёмы он использует? 2. Кто главный герой стихотворения? 3. Как живется Морозу в зимнем царстве? 4. Какой вы увидели здесь зиму? 5. Каким настроением проникнуто стихотворение Некрасова?

Показать ответ
Ответ:
phyf
phyf
14.10.2020 22:33

В основе образа Мороза, красного носа лежит мифологический образ божества, которое в славянской мифологии насылало снег и морозы. От того, насколько зима будет снежной, зависело плодородие.

Это зимнее божество в сказках называется Трескуном или Студенцом, чья функция – давать награду за правильное поведение. Морозко из сказки одаривает работящую старикову дочь и наказывает старухину ленивую: все получают по заслугам.

В пословицах часто одушевляется природная стихия мороза:

от мороза краснеет нос, он щиплет за уши, “скачет по ельничкам, по березничкам”. Мороз из загадок – строитель мостов.

Литературный образ Мороза разрабатывался Одоевским. Мороз из сказки “Мороз Иванович” напоминает Госпожу Метелицу из сказки братьев Гримм. К нему можно попасть через колодец, у него с волос иней сыплется (а у Госпожи Метелицы из перин летит снег на землю).

Мороз Иванович тоже одаривает рукодельницу и воспитывает (а не убивает) ленивицу.

История создания образа в поэме

Поэма “Мороз, красный нос” состоит из двух частей. Первая часть поэмы называется “Смерть крестьянина”,

а вторая, как и вся поэма, – “Мороз, красный нос”. Именно во второй части появляется герой, который вынесен в название поэмы.

Первоначальный вариант поэмы назывался “Смерть Прокла”. В нем не было акцента на мифологическом Морозе, потому что меньшее значение играла Дарья, с которой связан сюжетно Мороз-воевода.

Образ Мороза появляется в ХХХ главе второй части. Прежде чем Мороз превращается в личность, он становится причиной смерти Прокла, застрявшего в сугробе и замерзшего снежной зимой. Мороз покушается на детей Дарьи, остужая ее избу.

Именно мороз заставляет ее идти в лес за дровами.

Дарья – воительница, она борется за жизнь своей семьи, Прокла и детей. Она не собирается сдаваться и, несомненно, победила бы в борьбе, если бы Мороз не явился к ней лично.

Сущность Мороза

Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворен. Он – грозный воевода, который осматривает свои владения.

Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение – отрицательное: “Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои”.

Приложение воевода – это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток.

Мороз-воевода воюет против самой жизни.

Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замерзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.

В этот момент его образ становится антро появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу (в конце поэмы – булаву).

Характер Мороза

В песне Мороза раскрывается его характер: он хвастается своими победами над водоемами: морями-окиянами и реками. Живую, подвижную воду Мороз превращает в неживые дворцы и мосты, “каких не построит народ”. Мороз глумится над мертвецами, замораживая им кровь и леденя мозг, смеется над живыми и пугает их без разбора: и седоков, и коней, и воров, и пьяных, и баб.

Мороз дурачит людей, белит им рожи и примораживает бороды. Так что характер у Мороза несимпатичный: хвастливый, насмешливый и задиристый.

Зато Мороз богат: “Богат я, казны не считаю”. Мороз предлагает Дарье стать его царицей и обещает: “Приголублю, согрею, дворец отведу голубой”. Здесь Мороз выступает в роли бога Аида, который похитил богиню плодородия Персефону, вынужденную одну треть года жить в царстве мертвых.

Дарья, олицетворение плодородия и достатка (мать двоих детей, носящая третьего) готова перейти в царство мертвых.

Для того чтобы завладеть Дарьей, Мороз произносит сказочную формулу с тройным повтором: “Тепло ли тебе?” По закону сказки нужно трижды отвечать утвердительно, тогда божество наградит. А если станешь жаловаться – погибнешь. После третьего вопроса Мороз обращается в Прокла.

Именно эта уловка “седого чародея” заставила Дарью сдаться: ей стало так любо, что она закрыла глаза и заулыбалась.

Дарья медленно засыпает смертным сном, который избавляет ее от мучений: “Последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица”. Дарья постепенно становится частью побежденной Морозом природы: “Пушисты и белы ресницы, морозные иглы в бровях… В сверкающий иней одета…”

Мороз побеждает Дарью, превращая ее в мертвую, как он побеждает все живое. Но он щедро одаривает Дарью не только мнимыми богатствами (иней и снег), но и самым дорогим, чем можно одарить человека – покоем, заменившим скорби и страсти.

Объяснение:

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота