Николай Заболоцкий "Не позволяй душе лениться!.."
Выполните письменно в тетради задания к стихотворению.
(!)Отвечайте полными предложениями. Например: "В
стихотворении Василия Петрова много глаголов потому...", "На мой
взгляд, повтор в данном стихотворении поэту обратить
внимание читателя на..."
1. Объясните значение слов и выражений.
1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.
2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.
3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”
4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.
2. Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении.
Перечислите их. Почему их так много?
3. Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в
стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?
4. Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные
интонации и повтор? Почему, по вашему мнению, в 4 и 5 строфах
автор не поставил в конце предложений восклицательные знаки?
5. Найдите метафоры в стихотворении, выпишите их. Какова их роль?
6. Как понять слова поэта “душа обязана трудиться”? Что такое труд
души?
Образ Л. И. помещен в сюжетное кольцо; от начала к концу се жизнь совершает оборот вокруг оси; социальный сценарий остается прежним — меняются лишь исполнительницы ролей; люди перемещаются из одних «клеточек» в другие — как карты на ломберном столе. Есть ли в этом перемещении закономерность, предрешенность — до конца неясно; контрастный пример «несчастного» Германна и «счастливого» Томского подтверждает это, пример Л. И. отчасти опровергает. По своему положению в свете она не могла надеяться на счастливый брак; ее личная участь — нетипична и заранее непредсказуема. Это тем заметнее, чем более типична и предсказуема сама жизненная «модель» , которую Л. И. воспроизводит в своей дальнейшей судьбе: богатая хозяйка и бедная родственница.
Ее положение в большом свете — жалко; в общество «равных» ее не вывозят; старуха эгоистична и устройством брака Л. И. не занимается. Во многом именно потому, что у одинокой воспитанницы нет надежды на «достойное» знакомство, ее самолюбивым сердцем столь легко овладевает военный инженер Гер-манн, замысливший выведать тайну «трех карт» , которой владеет старая графиня. На третий день после того, как он узнает о существовании тайны, Германн впервые появляется из-за угольного дома под окнами Л. И. ; еще через семь дней она уже интересуется у внука графини Томского, кого тот собирается представить бабушке — военного, инженера? Ни читатель, ни тем более сама героиня не ведают, что она уже попала во власть числовой символики трех карт (3-й день — тройка, неделя — семерка) ; что мнимый влюбленный постепенно превращает ее в орудие заговора против судьбы, олицетворенной для него в графине. «Молодая мечтательница» вступает в осторожную (не слишком откровенную, не слишком холодную) переписку с Гер-манном. Но не проходит трех недель (тройка, семерка; трижды семь — двадцать один, «очко» по карточной терминологии) , как военному инженеру назначено ночное свидание и описан проникновения в дом старой графини. То есть невольно проложен путь к ее (невольному же! ) убийству.
Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.
Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.
После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.