Николай Заболоцкий "Не позволяй душе лениться!.."
Выполните письменно в тетради задания к стихотворению.
(!)Отвечайте полными предложениями. Например: "В
стихотворении Василия Петрова много глаголов потому...", "На мой
взгляд, повтор в данном стихотворении поэту обратить
внимание читателя на..."
1. Объясните значение слов и выражений.
1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.
2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.
3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”
4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.
2. Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении.
Перечислите их. Почему их так много?
3. Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в
стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?
4. Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные
интонации и повтор? Почему, по вашему мнению, в 4 и 5 строфах
автор не поставил в конце предложений восклицательные знаки?
5. Найдите метафоры в стихотворении, выпишите их. Какова их роль?
6. Как понять слова поэта “душа обязана трудиться”? Что такое труд
души?
Противостояние России и Швеции очевидно как в сюжете, так и в конкретных эпизодах песни. Сначала Петр появляется в чужом государстве под видом заморского купчины, затем, когда его узнали, «не пугался», а поторопился скрыться с помощью крестьянина, который вывез его «на край синя моря». Там он сел на корабль, удачно ушел от погони и «во Святую Русь возвратился». Так воссозданные события с обычными в фольклоре повторами, постоянными эпитетами, отрицательными сравнениями рисуют это противостояние.
Но не только сюжет показывает нам противостояние двух стран. Его подчеркивает и поведение героев. Так, шведская королевна, узнав по портрету «царя белого», приказала его поскорее поймать, чтобы он не догадался о «шведских замыслах».
Сюжет песни ясно говорит о том, что рассказ ведется сторонником Петра I, который изображен как организатор одной из опасных и важных акций — разведки во вражеском государстве.