Один из сложных вопросов повести – вопрос об отношении к предательству Андрия. Эта проблема, очевидно, волновала и самого писателя. Авторская позиция проясняется при сопоставлении сцен смерти Андрия и Остапа.Андрий сознает свою вину, молчаливо признает право его наказать, но не говорит с отцом. Он боится смерти («бледен как полотно»), но не просит о пощаде. Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает он с именем полячки на устах, оставшись при своем, не смирившись. Он уже сделал свой выбор и менять его не стал даже перед лицом гибели.В поведении Остапа перед смертью есть осознание своей правоты, героическое самоотвержение, твердость духа (он не издает «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки). Хотя перед смертью «упал он силою и воскликнул в душевной немощи:- Батько! Где ты? Слышишь ли ты?- Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнули».Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, потому что он умирает смертью героя. В этом заключается главное отличие гибели двух братьев: одного казнят как героя, а другого – как преступника.В образе Тараса господствует одна психологическая черта: всепоглощающая преданность общему делу, которому отдал все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И окрашенное мягким юмором, почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам, и удивительная цельность характера: пронзительные слова скорбной тоски, обращенные к погибающему Остапу, и интонация Библейского приговора другому сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к «прекрасной полячке» не могла стать для Тараса оправданием измены отчизне – во всем этом подлинная психологическая достоверность.Отчего погиб Тарас Бульба? От того погиб он, что нагнулся за люлькой, курительной трубкой, и пока искал его в траве, «набежала вдруг ватага и схватили его под могучие плечи». Взяли казака в плен, казнили, а виной этого события послужил мимолетный жест, выражавший любовь к неодухотворенной, казалось бы, вещи. Нагнувшись, Тарас Бульба вымолвил: «Стой! Выпала люлька с табаком, не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И «нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, в походах и дома». Прежде влюбленность Тараса Бульбы в вещь была затеряна, скрыта, теперь же, потеряв одного сына, другого, Тарас не хочет, чтобы и вещица его в плен попадала. Его отношение к люльке – едва ли не родительское. Тарасу и сама вещь дорога как спутница ратной жизни, и даже имя ее, название. А оно звучит двусмысленно.Трубка по-украински – «люлька», по-русски «люлька» - колыбель. И Тарас склоняется над люлькой - трубкой как над люлькой-колыбелью, а идея жертвенности отцовства, которая пронизывает произведение, находит в его жесте завершение: Тарас погибает, жизнью расплачиваясь за заботливый и нежный порыв, обращенной к вещице, в которой ему дорого все, вплоть до ее названия, о многом напоминающего.В повести «Тарас Бульба» тесная связь природы с внутренним миром персонажей показана автором с различных выразительных средств. Мир человека и мир природы тесно связаны между собой, потому что все, что окружает героев повести – их родная земля. Следовательно, степь у Н.В.Гоголя – это символ родины и свободы. Картина степи не только создает определенное настроение, но и связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливая читателя к встрече с гордыми и вольными запорожцами. Описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется. Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью, природностью. Цивилизованная жизнь поляков «искусственна», далека от природыГоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Воссоздавая в идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам.Структура урока