Главная тема рассказа подростка преодолевать чувства страха, неуверенности в успехе. Смелость предполагает решительное действие во имя достижения поставленной цели, оно противоположно по своему моральному качеству трусости и малодушию. В данном рассказе смелость проявил Дениска Кораблев, заставивший себя прыгнуть с десятиметровой вышки. В центре внимания писателя состояние Дениски перед прыжком в воду. Легко было говорить о прыжке, когда был еще внизу, и как трудно выполнить задуманное. Борьба мотивов «за» и «против» заставляла Дениску трижды спускаться вниз и снова подниматься, ругать себя и опять настраиваться на прыжок. Смех друзей подстегивал его, но мрачные мысли о последствиях прыжка, дрожь в коленках заставляли «героя» трусливо спускаться вниз. И все-таки Дениска сумел преодолеть себя и прыгнуть. Прыжок Дениски заставил приятелей замолчать.
В стихотворении «Весна, весна! как воздух чист!» поэт всё внимание отдаёт описанию природы, использует много глаголов («слепит», «летают», «шумят», «блестят», «несёт») и кратких прилагательных («чист», «ясен», «обнажены», «шумен», «душист»), что создаёт впечатление быстрого движения. В процитированной строфе поэт использует олицетворение: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам». Олицетворения: «Взревев, река несёт // На торжествующем хребте // Поднятый ею лёд!» Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «древа обнажены», «ветхий лист», «незримый жавронок», «заздравный гимн». Метафоры: «С ручьём она ручей // И с птичкой птичка!» Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе: Что с нею, что с моей душой? С ручьём она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!..