В начале 18 столетия усилились социальные противоречия. Так, увеличилась зависимость крестьян от дворянства. В свою очередь произошло слияние боярства и дворянства. С течением времени дворянство превратилось в единственное привилегированное сословие. К проблемам крепостного права обращались писатели 18 столетия. Критиковать его и ненавидеть было делом подсудным. Так, А. Радищев был за критику ненавистного крепостничества отправлен ссылку. И этот случай не единичен. Несомненно, тенденции социального устройства отразились и в литературе. Литература этого времени исследовала действительность и пробовала осознать понятие идеального человека во времена антифеодальной бобры. К сожалению, классицизм не смог решить эти вопросы. Новаторство литераторов заключалось лишь в отступлении от традиций поэтики. В условиях 18 столетия этого было недостаточно. Требовались произведения, которые бы не только возвышали человека, а и объясняли устройство жизни, которая с каждым годом в связи с классовыми противоречиями становилась сложнее. Таким искусством позже оказался реализм. На его раннем этапе развития, от Фонвизина до Пушкина, важным было осознание человека как высшей ценности и понимание его особой роли в мире.
Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. В это описание Тургенев внес свою оценку героя и его дела. С любовью и искренней болью говорит писатель о Евгении и в то же время пейзажем утверждает мысль о том, что "страстное, грешное, бунтующее сердце" его героя билось во имя временных, переходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, "говорят... о вечном примирении и о жизни бесконечной". Смерть неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны.
Несомненно, тенденции социального устройства отразились и в литературе.
Литература этого времени исследовала действительность и пробовала осознать понятие идеального человека во времена антифеодальной бобры. К сожалению, классицизм не смог решить эти вопросы. Новаторство литераторов заключалось лишь в отступлении от традиций поэтики. В условиях 18 столетия этого было недостаточно. Требовались произведения, которые бы не только возвышали человека, а и объясняли устройство жизни, которая с каждым годом в связи с классовыми противоречиями становилась сложнее. Таким искусством позже оказался реализм. На его раннем этапе развития, от Фонвизина до Пушкина, важным было осознание человека как высшей ценности и понимание его особой роли в мире.