Сначала — о словах. слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. но возникли они в трех разных языках. слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. его ввел в обиход 2300 лет назад аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. слово «мораль» — латинского происхождения. оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. цицерон, следуя примеру аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. а «нравственность» — слово, происходящее откорня «нрав».оно впервые попало в словарь языка в xviii столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. так в появились три слова с примерно одним и тем же значением. со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту). нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы. нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. в иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в бога и ревностном почитании его. в качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. и хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими , пользуются уважением. эти ценности, представляемые в их , абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. нравственные регулятивы разнообразны. каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. такие регулятивы являются нормами морали. в ветхом завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей божьих», записанных на скрижалях, которые были даны богом пророку моисею, когда он поднялся на синайскую гору ( « не убий », «не укради», «не прелюбодействуй» и нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал иисус христос в нагорной проповеди: «не противься злому»; «просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др. понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. а любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «будь честен». и наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики). важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. это значит, что принципы нравственности самоценны. то есть на вопросы вроде: «для чего они нам нужны? », «зачем нам стремиться к нравственным ценностям? », «почему мы должны соблюдать нормы нравственности? » — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.
Пьер и Андрей не доверяют окружающим. Они знают о предательстве, лживости человеческой натуры. Откровения позволяют себе Пьер и Андрей только между собой. Мыслят герои по-разному, но в разговоре оба искренни и открыты. Пьер остро чувствует происходящее вокруг себя, Андрей подчиняется рассудку, не позволяет руководить его поведением эмоциям. Болконский тверд, дисциплинирован, собран. Он учит Безухова, передает ему опыт салонного общения. Мужчины ищут свое место в жизни и в событиях, происходящих в стране. Позиция их близка автору. Толстой известен своей клятвой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться… спокойствие
Два персонажа мечутся в поисках смысла. Оба ищут любви, но ошибаются в выборе спутниц. Пьер женится на развратной красавице Элен Курагиной. Любви нет, женщина сеет вокруг себя зло и сплетни. Кутежи и развлечения не дают успокоения, они, наоборот, вводят Пьера в тупик. Нет удовлетворения от мнимого интереса окружающих к собственной персоне.
Андрей убегает от очаровательной жены на войну. Внешняя красота и пустота внутреннего мира надоедают графу. Семейная жизнь не приносит счастья ни Пьеру, ни Андрею. Мужчины пытаются найти свое место в общественной деятельности. Болконский участвует в команде Сперанского, Безухов ищет смысл в масонстве. Духовного перерождения не происходит. Мужчины понимают, что за умными прогрессивными лозунгами нет дела, одни слова и обман. Деятельность масонов и комиссия Сперанского бесполезны для тех, ради кого они созданы. Сравнение не завершается гибелью одного из друзей. Болконский перед смертью понимает, для чего пришел на этот свет, но было уже очень поздно. Пьер становится продолжателем его дела. Он осознает себя частью великого русского народа, ценит жизнь и каждый день.
Мужчины ищут свое место в жизни и в событиях, происходящих в стране. Позиция их близка автору. Толстой известен своей клятвой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться… спокойствие
Два персонажа мечутся в поисках смысла. Оба ищут любви, но ошибаются в выборе спутниц. Пьер женится на развратной красавице Элен Курагиной. Любви нет, женщина сеет вокруг себя зло и сплетни. Кутежи и развлечения не дают успокоения, они, наоборот, вводят Пьера в тупик. Нет удовлетворения от мнимого интереса окружающих к собственной персоне.
(function(w, n) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_sochineniya_300x250_3',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gzne',
pk: __clADF__.state,
}
});
})(window, 'adfoxAsyncParams');
Андрей убегает от очаровательной жены на войну. Внешняя красота и пустота внутреннего мира надоедают графу. Семейная жизнь не приносит счастья ни Пьеру, ни Андрею. Мужчины пытаются найти свое место в общественной деятельности. Болконский участвует в команде Сперанского, Безухов ищет смысл в масонстве. Духовного перерождения не происходит. Мужчины понимают, что за умными прогрессивными лозунгами нет дела, одни слова и обман. Деятельность масонов и комиссия Сперанского бесполезны для тех, ради кого они созданы. Сравнение не завершается гибелью одного из друзей.
Болконский перед смертью понимает, для чего пришел на этот свет, но было уже очень поздно.
Пьер становится продолжателем его дела. Он осознает себя частью великого русского народа, ценит жизнь и каждый день.