Обида. Автор Шукшин
1) Отметьте в тексте элементы сюжетной композиции.
2) Перечитайте вступление рассказа и отметьте основную мысль строкой из текста.
3) Какова главная проблематика рассказа?
4) Есть ли в рассказе портретное описание героев? Как вы думаете, почему?
5) Составьте словесный портрет одного из героев рассказа, используя план.
План портрета героя-персонажа.
1. Поза
2. Выражение лица.
3. Глаза
4. Прическа
5. Одежда
6. Отдельные детали (часы, галстук, рукава рубашки и т.д.)
Отличительную особенность повести составляет обрисовка действующих лиц в тесной связи с социальным бытом. В «Старосветских помещиках» писатель впервые характеризует действующих лиц, широко изображая то материал, но бытовое «окружение» , в котором они постоянно пребывают. С огромным мастерством Гоголь использует детали быта для выявления существенных черт жизни героев, их психологии. Вместе с застойностью быта писатель рисует неизменное постоянство жизненного поведения героев повести.
В «Старосветских помещиках» Гоголь развивает тему распада «идиллического» мирка. По существу, вся повесть делится на две резко очерченные части: первая «мирное» житье героев и вторая - картины их угасания, гибели патриархального уклада жизни. «Добрые старички! Но повествование мое приближается к весьма печальному событию, изменившему навсегда жизнь этого мирного уголка. Событие это покажется тем более разительным, что произошло от самого маловажного случая» .
Рассказ о дальнем родственнике «страшном реформаторе» , унаследовавшем имение старосветских помещиков, выразительно завершает тему угасания, распада поместной «патриархальности» , Наследник имения «увидел тотчас величайшее расстройство и упущение в хозяйственных делах; все это решился он непременно покорении, исправить и ввести во всем порядок. Накупил шесть прекрасных английских серпов, приколотил к каждой избе особенный номер, и, наконец так хорошо распорядился, что имение через шесть месяцев взято было в опеку» . Показывая распад «патриархальности» , Гоголь с огромной силой отразил однообразие жизни людей, которые замкнулись в своем обособленном, изолированном существовании.