Очем говорит название рассказа? ¨от чьего лица ведется повествование? почему? ¨о каком времени пишет автор? ¨как жилось в деревне? ¨когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? ¨какие испытания ожидали его? ¨почему герой рассказа начал играть в «чику»? ¨как относятся к этой игре вадик и рассказчик? ¨почему вадик и птаха избили его? ¨найдите слова, его состояние в этот момент. ¨как ведёт себя герой на следующий день после драки? ¨как учительница выясняет, что случилось с героем? ¨какие чувства испытывает герой? ¨какие качества героя проявляются в этом эпизоде? ¨какой представлялась мальчику лидия михайловна? ¨какой приём применяет автор в описании учительницы? ¨как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? ¨почему лидия михайловна заставила героя заниматься дополнительно? ¨какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? ¨какие черты характера проявляет герой? ¨какими чертами обладала лидия михайловна? цитаты из текста. ¨что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? почему? ¨хотели бы вы герою, как ему лидия михайловна? ¨почему лидия михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? ¨чем закончилась игра? как ведёт себя лидия михайловна в разговоре с директором? почему не объяснила свой поступок директору?
Сергей Александрович Есенин родился в селе КонстантиновеРязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.”
Творчество С. А. Есенина занимает важнейшее место в литературе XX века. Русский поэт, выходец из крестьянской семьи, стал продолжателем дела Пушкина и Гоголя, Толстого и Чехова. Есенину удалось еще больше "раздвинуть границы" народного языка. А его сакраментальная любовь к родному краю определила своеобразие лирики.
Главной темой лирики Есенина всегда является Родина, любовь к родной земле. Поэт сам так характеризует свои стихи: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. О чем бы не пел Есенин, его чувства и эмоции всегда отражались через восприятие Родины.
До революции у С. А. Есенина вышел сборник стихотворений "Радуница", в котором он размышляет о Руси, о ее пути, о любви и о назначении поэта. Но все философские во неизменно отражаются через описание родного края:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза.
Он воспевает "озерную синь", "голубые дали", "белые веки Луны", "желтые поводья месяца". Вообще, цветовые эпитеты – это еще одна характерная черта есенинской лирики. Через краски поэт умеет передать тон и настроение.
Например,
Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Черный – цвет грусти и печали, а у Есенина он заиграл новыми оттенками. Черный – как цвет плодородной земли. И как же не любить эту землю, которая кормит!
Любовь к Родине у поэта безразмерна, она определяет главные мотивы поведения. Например, Есенин пишет:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Стихотворение было написано в 1916 году. В воздухе уже витал дух революции. И Есенин воспримет революцию с радостью, с облегчением. Но поэт ошибся. Он думал, что революция принесет облегчение деревне, наступит этакий "мужицкий рай". А получилось совсем не так. Это непонимание идей революции сделало его чужим в родной стране. Тогда и появляются в лирике Есенина мотив грусти, обреченности, который станет основным для его поздней лирики. Он пишет:
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
В начале 20-х годов Есенин еще больше разочарован в революции. Появляются гневные строки:
"Пустая забава! Одни разговоры!
Ну что же? Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией всех взяли в плен..."
Но до конца Есенин остается верным своему кредо: "Я – последний поэт деревни". Он воспевает деревню быт. Да, болит душа, что не свершилась обновления. От этого любовь к Родине стала щемящей, грустной. Поэт не понимает новых людей, не принимает этого обновления, но благословляет свою Родину, любит ее также сильно и беззаветно. Пусть он теперь "чужой", но любовь к Отечеству по-прежнему – самая главная тема.
Подробнее - на -
Объяснение:
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814—1841)
Имя Михаила Юрьевича Лермонтова, замечательного русского поэта, известно вам из курсов 8—9 классов, вы уже знаете факты его биографии, читали его стихи и поэмы. Тема Родины, патриотизма является одной из важнейших в творчестве поэта. Лермонтовская любовь к родине проникнута чувствами не только гордости за свою Отчизну, но и сострадания к простому народу. В стихотворении “Родина” М. Ю. Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному.
Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом. Свою любовь к родине М. Лермонтов называет “странной” потому, что он любит в своей стране народ, природ