ОЧЕНЬ Задание №1.
В первом действии комедии «Вишневый сад» мы узнаем, что над именем Раневской нависла угроза.
Как относятся к этому главные герои пьесы?
Какие черты характера каждого из них раскрываются в отношении к судьбе вишневого сада?
Задание №2.
Гаев говорит о своей сестре – Любови Андреевны Раневской: «..Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в малейшем ее движении».
Справедлива ли эта характеристика?
Если Раневская «порочна», почему же все герои пьесы к ней относятся с таким уважением?
Задание №3.
Л.А. Раневская произносит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, я плакала».
Чем отличается отношение (любовь) к родине у Раневской, Лопахина и Пети Трофимова?
Задание №4.
Первое действие пьесы завершают слова Пети Трофимова: « Солнышко мое! Весна моя!» Они не только раскрывают чувства самого Трофимова, но и придают лирическую окраску финалу первого действия пьесы.
Приведите примеры других высказываний, также придающих лирическую окрашенность этому действию.
Задание №5.
Во втором действии комедии «Вишневый сад» после грустного разговора о грязи, бестолковости и пошлости, царящих в жизни, в глубине сцены проходит Епиходов, играющий на гитаре.
Почему он появляется на сцене в этот момент?
Какая авторская мысль скрыта в этом эпизоде?
Задание №6.
Вслед за разговором героев в наступившей тишине «вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный»
Какое содержание заключено в этом образе - символе?
Задание №7.
В финале второго действия Петя Трофимов с жаром говорит Анне о грядущем счастье, о необходимости бороться, трудиться, чтобы это счастье пришло. Но в это время «слышно, как Епиходов играет на гитаре все ту же грустную песню». Затем раздается голос Вари: «Аня! Где ты?» И Трофимов уже сердито говорит: «Опять эта Варя, возмутительно!»
Как эти две детали выражают авторское отношение к словам Трофимова о счастье, о борьбе и труде?
Задание №8.
Центральная сцена третьего действия комедии – монолог торжествующего Лопахина: «Я купил!...» Но через несколько мгновений он уже иначе говорит с Раневской
Чем можно объяснить эту перемену в настроении Лопахина: «Отчего же, отчего же, вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая моя, не вернешь теперь. (Со слезами) О, скорее бы все это скорее бы изменилось как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».?
Он стал хозяином вишневого сада, почему же он говорит о нескладной жизни?
Выбор подарков для юных супругов был невелик, так как жили они очень бедно. Но зато любовь их была так сильна, что любой подарок для любимого казался им недостойным. Тем не менее, было в их семье два богатства - роскошные волосы Деллы и золотые часы Джима, доставшиеся ему в наследство от отца. И Делла, за неимением денег, в тайне от мужа остригла и продала свои волосы, чтобы купить ему золотую цепочку для часов. А Джим, в свою очередь, продает эти самые часы и приобретает черепаховый гребень. Он представляет, как Делла будет радоваться гребню, сооружая с его прическу.
И вот влюбленные дарят друг другу подарки и не могут скрыть слез, потому что оба предмета не находят применения. Нет больше у Деллы красивых, длинных волос, и нет у Джима часов. Но зато супруги понимают, что нет ничего ценнее их любви. Каждый пожертвовал самым ценным, лишь бы порадовать любимого. Они подарили самое главное - любовь и преданность. И подарок этот бесценен. Так автор утвердил в новелле вечные человеческие ценности.
Когда мы видим, с каким настроением Делла и Джим ищут подарки друг для друга, понимаем, что они руководствуются настоящими чувствами, проявляют искреннюю любовь и великодушие. А когда автор говорит, что «из всех дарителей эти двое были мудрейшими» , он имеет в виду, что истинная мудрость заключается не в самих «дарах волхвов» , а в любви, нежности и самоотверженной преданности дарителей, в их трепетном отношении друг к другу.
Новелла О. Генри «Дары волхвов» , как и другие произведения этого замечательного писателя, утверждает торжество истинных ценностей. Она учит ценить радость и теплоту человеческого общения, любовь, искреннее участие к самопожертвованию и верной, бескорыстной дружбе.