Одкам’янійте, статуї античні, одкам’янійте і кричіть на гвалт!
В Лос-Анжелес пальми синтетичні
уже вростають коренем в асфальт.
Там смог навис, і сонце тяжко гріє,
потік машин тісніший череди,
і алігатор міста – алергія –
виходить із асфальтів, як з води.
Дерева вже тримаються за стіни,
вони ідуть із міста ледь живі.
Невже колись і їх уже не стане,
ні коника в реліктовій траві?
Сухі гілки – це вже вінок терновий.
Останній клен світ за очі забіг.
Залишитсья єдиний лист кленовий –
бетонний лист – розв’язкою доріг.
Ліси мої, гаї мої священні!
Пребудьте нам вовіки незнищенні!
Зробити ідейно-художній аналіз
1 Апатия, равнодушие
В первом эпизоде Петька Автор описывает обстановку в парикмахерской, которая никогда не меняется, как и петькина жизнь. Фразы "похоже один на другой, как два родные брата", "все те же зеркала", "одна и та же картина", "И утром, и вечером, и весь божий день" создают ощущение монотонности и безысходности. Описывая состояние мальчика, автор показывает, насколько нездорова такая жизнь для него, что десятилетний ребенок стал похож на "состарившегося карлика":"все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья", "глаза всегда сонные, рот полуоткрытый... Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки".
2 Довольство жизнью, счастье
На даче Петька начинает вести себя так, как положено ребенку его возраста. Автор перечисляет, чем был занят мальчик, с кем он общается, и читатель понимает, что Петька доволен жизнью и счастлив. Жизнь в парикмахерской забыта как страшный сон.
3 Отчаяние
В третьем эпизоде, когда Петьке сообщают, что ему придется вернуться в парикмахерскую, он вначале не понимает, о чем речь, потому что воспоминания о жизни изгладились из его памяти, превратившись, как пишет автор, в "призраков". Когда же Петька осознает, что счастливая жизнь на даче окончена и его снова ждет беспросветное существование, он впадает в отчаяние и кричит. Петька кричит от бессилия что-либо изменить. "...он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее."
Бақылау
Өңдеу
Төле Әлібекұлы (1663 – 1756) – қазақтың қоғам қайраткері, шешен, Ұлы жүздің бас биі, Қазыбек, Айтеке бидің қолдауымен үш жүзге төбе би болып сайланған. Артында "бүтін билікке Төле би жеткен" деген сөз қалған тарихи тұлға. "Жеті жарғыны" жасаушылардың бірі. Әлібекұлы Төле бидің атасы Құдайберді би Есім хан мен Тұрсын хан егесі кезінде Есім ханды қолдаған (Қазыбек бек Тауасарұлының "Түп-тұқияннан өзіме дейін" кітабынан). Яғни Есім хан тұсындағы, халық аузында "Есім ханның ескі жолы" атанып кеткен қазақ халқының заңдар жинағын құрастыруға қатысқан билердің бірі деп айтуға толық негіз бар. Өз заманында Қазақ хандығының тұтастығы үшін күрескен қайраткер! Төле би өз халқының шешендік-поэтикалық өнерінің дәстүрлерін жастайынан бойына сіңіріп өскен, зерделі, сауатты адам болған. 15-20 жасынан билердің бас қосқан жиналысына қатысып, өзінің әділдігі мен шешендік өнері арқасында таныла бастайды.