Опираясь на содержание произведения Ч. Айтматова «Первый учитель», подтвердите приведённое
ниже высказывание.
«Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более
тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не
с красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями илюбовью,
своим отношением к миру…». (Д. Лихачёв
Объяснение:
Очень добрый рассказ, типичный для творчества Виктора Астафьева.
Мальчик, оглохший от малярии, уединяется от всех, проводит дни в "своем" уголке в огороде, наблюдая за растениями, насекомыми, птичкой мухоловкой. А когда птенцов съедает кошка, герой рассказа задумывает посадить дерево, чтобы птица могла на нем свить гнездо, подальше от кошки.
Но саженец оказывается не бояркой, а всего лишь кустиком гречихи.
Бабушка в утешенье внуку приносит из леса маленький саженец лиственницы.
И мальчик стал снова мечтать о высоком дереве, но опасался, тревожился -- вырастет ли это дерево?
А бабушка успокаивала его: вырастет! Деревья растут для всех! И для солнца, и для птиц, и для людей.
Вот посадил мальчик вроде бы для себя да для мухоловки, а вырастет лиственница -- и всем вокруг будет радостно. Все будут пользоваться деревом и любоваться его красотой.
Произведение по жанровой направленности относится к лирической повести и в качестве основной тематики рассматривает проявление человеческих взаимоотношений в нелегких жизненных ситуациях.
Сюжетная линия повести выстраивается вокруг двух основных персонажей, представленных в образах итальянской девушки Джулии Новелли и белорусского юноши Ивана Терешко, между которыми вспыхивает самоотверженная и трогательная любовь в период тяжелого военного времени, когда их жизненные судьбы пересекаются в фашистском концлагере, где оба отбывают насильственный плен.
Композиционная структура повести представляется двадцати четырьмя разделами, включающими заменяющее эпилог письмо главной героини, а также лирические отступления в виде истории о побеге из лагерного заключения Ивана и символического сна юноши, рассказывающего о воспоминаниях о любимой его лучшего друга.
Развитие повествовательного сюжета объединяется двумя направлениями, первое из которых описывает события из Ивана Терешко, демонстрирующие его участие в боевых действиях, получение ранения, плен в фашистском концлагере, несколько неудачных побегов, моменты отчаяния. Второе же направление охватывает историю скитаний сбежавших из плена молодых людей и возникновение между ними страстного, настоящего чувства любви.
Использование в качестве элемента эпистолярного стилевого оформления в повести письма главной героини, оставшейся благодаря возлюбленному в живых и родившей от белорусского паренька сына, позволяет писателю передать искреннюю силу любви преодолеть все преграды и тяготы.
Отличительной особенностью повести является применение писателем разнообразных художественных приемов для характеристики героев произведения в виде диалоговой речи, а также окрашенных пронзительным лирическим романтизмом монологи молодых людей, испытывающих трепетное чувство по отношению друг к другу и мечтающим о рождении малыша.