"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом". Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение", написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить "от силы растущего сердца". Но в начале рассказа герой об этом еще не знает. Чем меня привлекло именно это произведение? Дело в том, что военная тема до сих пор остается главной в нашей литературе. По словам В. Астафьева, "переболеть" этой темой русскому писателю нельзя. Я читал множество книг о войне: повести В. Быкова, В. Кондратьева, роман Г. Владимова. Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан. Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что писатель обращается к вполне "мирному" материалу - возвращению домой после войны. Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной. Отнюдь не случайно первоначально рассказ назвался "Семья Иванова". Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: "наступала уже холодная осенняя ночь", "в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час"… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата. В "Возвращении" довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: "Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона", "чувствовал себя осиротевшим без армии", "хотел погулять еще немного на воле"… Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с "Машей - дочерью пространщика", волосы которой "пахнут, как осенние павшие листья в лесу". Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что "выезжает домой без промедления", а он "выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток". В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что "этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось".
События Второй Мировой Войны в стихотворении «Фуга смерти» Пауля Целана Одно из самых трагичных событий ХХ века — Вторая мировая война — оставила глубокий след в сознании миллионов людей, которые живут на разных континентах и говорят разными языками. Масштабы этой трагедии не имели аналогов в мировой истории.Как никакое другое событие, эта война приобрела разнообразную трактовку в литературе. Величайшего австрийского поэта Пауля Целана события тех лет коснулись непосредственно. Он родился в 1920 году в Черновцах (тогдашняя территория Румынии) в семье небагатого еврейского коммерсанта. По окончании школы Пауль едет во Францию для того, чтобы изучать медицину. Но начатая война разрушает его планы: Франции угрожает фашистская оккупация, и поэт возвращается в родной город, где учится в одном из университетов. Когда в 1940 году в Черновцы вошли советские войска, Целан изучал русский язык и работал переводчиком. Но уже через год немецкий оккупационный режим добрался и до Черновцов. Родители поэта как евреи были депортированы в концлагерь: оттуда вернуться им было не суждено. Сам Пауль Целан попал в трудовой лагерь, но ему удалось выжить. События Второй мировой войны оказали значительное влияние на все последующее творчество Пауля Целана. В 1948 году выходит первая книга Целана «Пепел урн», в 1952 — сборник «Мак и память». Тема войны — определяющая для обоих сборников Пауля Целана, ведущим жанром этих книг является жанр элегии. Оплакивание погибших, память о страшных событиях, которые поэт пережил сам, ужас войны — все это основа произведений Целана. Но в отличие от классических образцов элегического жанра Целан вносит в свои стихотворения апокалиптические мотивы, связанные с авторским мировосприятием. Целан рассматривал Вторую мировую войну как «последний акт истории», после которого должен состояться Страшный суд. Такое настроение пронимает и произведения Целана. Одно из центральных стихотворений обоих сборников — «Фуга смерти». Жанровое определение «Фуга» связано с музыкой. Фуга — это музыкальное произведение имитационно-полифонического характера. В фуге одна и та же тема воплощается в разные голоса. Этот принцип — основа композиционного строения стихотворения Целана. Поэзия, как и музыкальное произведение, в жанре фуги должна прежде всего вызывать эмоциональное волнение. Для этого автор создает образы, построенные на свободных ассоциациях, повторах, и достигает поражающего результата. Стихотворение передает состояние шока. Насыщенный повторяемыми и вариативными в соответствии с жанровыми законами фуги образами, стихотворение передает почти физическое ощущение боли. В то же время именно благодаря многозначительности образов стихотворения у читателя возникает параллель с книгой Апокалипсиса, который отвечает авторскому виденью событий Второй мировой войны. Вся жизнь Пауля Целана преисполнено неописуемым трагизмом, трагизмом, который определил тональность его творчества.