В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии. Его Солоха («Ночь перед Рождеством» ) разъезжает на помеле, заигрывает с чертом, с дьячком. Она и ведьма, и в то же время бойкая и ловкая деревенская баба, которой завидуют другие женщины. Солоха показана Гоголем с лукавой насмешливостью, благодаря чему фантастика воспринимается как условный гротеск, юмор, переключается в бытовой, сатирический план. Пожилая Солоха, которой следовало бы, стоять в храме “у самого входа”, “надевши яркую плахту” и “синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы”, становится впереди всех - “прямо близ правого крылоса”, так что дьяк “закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза... ” (“из читаемой им книги”, - добавлял Гоголь в черновой редакции...) . В самый раз прельщенному дьяку было бы прочесть в это время в богослужебной книге такие строки: “Рассеянный мой ум собери, Господи... ” (Триодь Цветная) . Солоха лицемерна, но красива и обаятельна (баба - ягодка опять) , иначе Бес не обвинял ее в отсутствии страсти. И безусловно в Бога верит как-бы понарошку, иначе не устраивала посиделки в самый строгий пост - Рождественский сочельник.
Солоха лицемерна, но красива и обаятельна (баба - ягодка опять) , иначе Бес не обвинял ее в отсутствии страсти. И безусловно в Бога верит как-бы понарошку, иначе не устраивала посиделки в самый строгий пост - Рождественский сочельник.