Рассказ В.П. Астафьева «Последний поклон» является автобиографичным. В нем затрагиваются две животрепещущие темы для автора – деревенская жизнь и война. В повести мы следим за судьбой мальчика – сироты, оставшегося у бабушки на попечении.
Что же бедной семье выживать в военное время? Всё те же принципы, что и всегда – аккуратное отношение к хлебу, бережливость, порядочность. Все эти качества этой небольшой семье пройти все тяготы войны.
Мальчишка, не смотря на военное положение, остается ребенком, и мы видим как он играет, вытворяет шалости. Астафьев описывает будничную жизнь семьи. Мы видим восторг мальчишки, когда он получает свои первые новые штаны – ему перешила бабушка из старых тряпок.
Мы видим, как автор восхваляет в рассказе бабушку мальчика. Она трудолюбивая, оптимистка, неустанно работает, дабы обеспечить пропитанием себя и внука даже в самые голодные годы. Всю работу бабушка делает с любовью и энтузиазмом, что мы видим не обычные будничные дела, а самый настоящий праздник жизни.
Не забывает Астафьев и о красоте русской природы. Величественная река Енисей, прекрасные цветы, ягоды, деревья. Возле реки происходят вся жизнь деревеньки, каждый житель благодарит батюшку-Енисея за его вкуснейшую водицу. Самое трагичное, что именно в этой величественной реке и погибла мама писателя. Об этом мы узнает со страниц повести.
Главная мысль произведения в том, что нравственные корни идут из детства, из окружения, из красоты местности, где живет главный герой.
Мы видим и русские языческие традиции. Когда мальчишка заболел малярией, то его бабушка взяла травяной сбор, и лечила его им, не забывая молиться и шептать заговоры.
В рассказе мы видим и самоотверженного учителя, который в такие трудные времена не опускает руки, и продолжает учить детей. Нет карандашей, учебников, тетрадей, даже парт нет.
Писатель не забывает рассказать об отношениях города и деревни. Город дружелюбен к деревне до тех пор, пока он поставляет ему провизию. Когда же люди пошли с пустыми руками – вот тут то город и показал свою настоящую личину – стал недружелюбным. Бедные деревенские люди относили в «Торгсины» свои последние ценные вещи. Мальчик с болью вспоминает, как они с бабушкой отнесли последние красивые скатерти и постельное белье и памятные вещи мамы.
В повести мы видим самых колоритных жителей села. Ведь село немногочисленно, и именно здесь видно каждый поступок человека, вся жизнь происходит на виду у местных жителей.
Не смотря на военное время, в мальчишках остается гуманность, они гусей. Хотя в конце концов гусей съели собаки и люди, но мальчишки с честью и достоинством выдержали испытание их мужественности и порядочности.
Бабушка учит мальчика радоваться вещам – прогулкам по лесу, игра в лапту, и учит аккуратности – собирать ягоды, ловить рыбу. Именно эти мелочи жизни, если их проживать полностью, и составляют обычное человеческое счастье.
Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так Очумелов меняет свое поведение в зависимости от того, с кем имеют дело. В рассказе «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов хочет создать видимость добросовестной службы, когда идет через базарную площадь. Втянутый в разбирательство уличного беспорядка, Очумелов пытается разобраться в «запутанном деле Хрюкина» и меняет свое решение в зависимости от обстоятельств, как хамелеон меняет окраску своего тела. Он «сотрясает» воздух, грозит «мерзавцам» штрафом, но вскоре узнает, что жалкая собачонка, возмутитель спокойствия, принадлежит генералу Жигалову. Тут же Очумелов меняет тон, обвиняя полупьяного Хрюкина во всех грехах. Очумелов еще не раз изменит свою точку зрения, а читатели догадаются о внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя, по короткой фразе: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» или: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто...» Как же унижен человек, если он лебезит даже не перед генералом, а перед его собачонкой! Очумелов продолжает свой путь по базарной площади, только теперь он грозит не неизвестному хозяину собачонки, а Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!» Для таких людей, как Очумелов, важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. От них зависит его карьера и благополучие, больше его ничего не волнует. В хамелеонстве Очумелова воплощен распространенный человеческий порок — стремление угодить, при к обстановке, обеспечить себе спокойное существование на уютной должности
Анализ рассказа Последний поклон Астафьева
Рассказ В.П. Астафьева «Последний поклон» является автобиографичным. В нем затрагиваются две животрепещущие темы для автора – деревенская жизнь и война. В повести мы следим за судьбой мальчика – сироты, оставшегося у бабушки на попечении.
Что же бедной семье выживать в военное время? Всё те же принципы, что и всегда – аккуратное отношение к хлебу, бережливость, порядочность. Все эти качества этой небольшой семье пройти все тяготы войны.
Мальчишка, не смотря на военное положение, остается ребенком, и мы видим как он играет, вытворяет шалости. Астафьев описывает будничную жизнь семьи. Мы видим восторг мальчишки, когда он получает свои первые новые штаны – ему перешила бабушка из старых тряпок.
Мы видим, как автор восхваляет в рассказе бабушку мальчика. Она трудолюбивая, оптимистка, неустанно работает, дабы обеспечить пропитанием себя и внука даже в самые голодные годы. Всю работу бабушка делает с любовью и энтузиазмом, что мы видим не обычные будничные дела, а самый настоящий праздник жизни.
Не забывает Астафьев и о красоте русской природы. Величественная река Енисей, прекрасные цветы, ягоды, деревья. Возле реки происходят вся жизнь деревеньки, каждый житель благодарит батюшку-Енисея за его вкуснейшую водицу. Самое трагичное, что именно в этой величественной реке и погибла мама писателя. Об этом мы узнает со страниц повести.
Главная мысль произведения в том, что нравственные корни идут из детства, из окружения, из красоты местности, где живет главный герой.
Мы видим и русские языческие традиции. Когда мальчишка заболел малярией, то его бабушка взяла травяной сбор, и лечила его им, не забывая молиться и шептать заговоры.
В рассказе мы видим и самоотверженного учителя, который в такие трудные времена не опускает руки, и продолжает учить детей. Нет карандашей, учебников, тетрадей, даже парт нет.
Писатель не забывает рассказать об отношениях города и деревни. Город дружелюбен к деревне до тех пор, пока он поставляет ему провизию. Когда же люди пошли с пустыми руками – вот тут то город и показал свою настоящую личину – стал недружелюбным. Бедные деревенские люди относили в «Торгсины» свои последние ценные вещи. Мальчик с болью вспоминает, как они с бабушкой отнесли последние красивые скатерти и постельное белье и памятные вещи мамы.
В повести мы видим самых колоритных жителей села. Ведь село немногочисленно, и именно здесь видно каждый поступок человека, вся жизнь происходит на виду у местных жителей.
Не смотря на военное время, в мальчишках остается гуманность, они гусей. Хотя в конце концов гусей съели собаки и люди, но мальчишки с честью и достоинством выдержали испытание их мужественности и порядочности.
Бабушка учит мальчика радоваться вещам – прогулкам по лесу, игра в лапту, и учит аккуратности – собирать ягоды, ловить рыбу. Именно эти мелочи жизни, если их проживать полностью, и составляют обычное человеческое счастье.
Объяснение: