Определение фольклора кажется вам наиболее полным – это: а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах
в) устное народное творчество
г) набор произведений на различные темы
2. Слово «фольклор» заимствовано из
а) греческого
б) латинского
в) английского
г) русского
3. Какой признак роднит фольклор и древнерусскую литературу:
а) актуальность
б) анонимность
в) историзм
г) рукописность
д) синкретизм
4. Термин «антроморфизм» обозначает:
а) одухотворение
б) очеловечивание
в) родство с животными
г) родство с насекомыми
д) родство с птицами
5. Празднично-обрядовый период насыщен гаданиями – это:
а) Масленица
б) Русалии
в) Святки
г) Семик
д) День Купалы
6. Какой художественный прием лежит в основе композиции пословицы «Наши играют, а ваши рыдают»?:
а) антитеза
б) метонимия
в) оксюморон
г) параллелизм
д) тавтология
7. Какой нижеприведенный текст является поговоркой?:
а) «Висит груша - нельзя скушать».
б) «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
в) «Как с гуся вода».
г) «Труба пониже, дым пожиже».
д) «Хотели как лучше, получилось как всегда».
8. Художественный прием является основным в создании загадок:
а) антитеза
б) метафора
в) метонимия
г) сравнение
д) эпитет
9. Вступительная статья В.И. Даля к сборнику пословиц называется:
а) «Заветное»
б) «Назидательное»
в) «Напутное»
г) «Наставление»
д) «Советы фольклористу»
10. Фольклорные жанры изучает раздел фольклористики «паремиология» - это:
а) несказочную прозу
б) обрядовую поэзию
г) пословицы и поговорки
д) пословицы, поговорки, загадки, песни
е) пословицы, поговорки, загадки
11. Различие пословиц и поговорок:
а) в меткости и образности высказывания
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок – сравнение
в) пословица – законченное суждение, поговорка – часть суждения
г) поговорка и пословица ничем не различаются друг от друга
12. Жанр фольклора – это:
а) легенда
б) поговорка
в) рассказ
г)
13. Жанр, относящийся к «поэзии пестования»:
а) колыбельные песни
б) приговорки
в) поддевки
г) дразнилки
14. Сопровождают первые сознательные движения ребенка, своеобразная зарядка с приговорами:
а) потешки
б) прибаутки
в) пестушки
г) колыбельные
15. Сообщают ребёнку первые сведения о множественности предметов окружающего мира:
а) загадки
б) русские народные песни
в) потешки
г) заклички
16. Жанр малого фольклора, излюбленным приёмом которого был оксюморон:
а) прибаутка
б) закличка
в) небылица-перевертыш
г) пестушка
17. Жанр малого фольклора, который включает в себя потешки, пестушки, элементы взрослого фольклора:
а) пословица
б) считалка
в) нелепица
г) русская народная песня
18. Словесная игра, входившая составной частью в праздничные развлечения:
а) закличка
б) скороговорка
в) народная песня
г) колыбельная песня
19. «Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку» - это:
а) нелепица
б) дразнилка
в) поддевка
г) закличка
д) жеребьевка
20. Жанры малого фольклора, связанные с народным календарём:
а) небылицы-перевертыши
б) русские народные песни
в) сказания
г) заклички
21. Используются загадки в народной сказке:
а) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
б) «Морозко»
в) «Царевна-лягушка»
г) «Василиса Прекрасная».
22. Пословица – это:
а) образное сочетание слов
б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека
в) афористически сжатое, образное, логически законченное изречение поучительного характера
г) образное выражение, метко определяющее и оценивающее какое-либо явление жизни
23. Литературные приемы, которые лежат в основе загадки:
а) гипербола, литота
б) эпитет, олицетворение
в) сравнение, метафора
г) оксюморон, литота
24. Обращения к силам природы содержат:
а) заклички
б) приговорки
в) народные песни
г) нелепицы
д) молчанки
25. «Божья коровка! Полети на небо! Дам тебе я хлеба! » – это:
а) скороговорка
б) приговорки
в) закличка
г) басня
26. Виды искусства, в которых могут быть использованы элементы фольклора – это:
а) архитектура
б) живопись
в) музыка
г) литература
27. Автором фольклорных произведений является:
а) поэт
б) летописец
в) певец-сказитель
г) народ
28. Фольклорные жанры отличаются друг от друга:
а) смыслом
б) автором
в) объемом
г) особенностями сюжета
Прокуратор вызывает начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своем доме арестовать Иешуа Га-Ноцри. Вскоре молодая женщина по имени Низа якобы случайно встречает в городе Иуду и назначает ему свидание за городом в Гефсиманском саду, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами. Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами - тридцать тетрадрахм - подброшен в дом первосвященника.
Тем временем в Москве.. . На закате солнца на террасе одного из московских зданий прощаются с городом Воланд и его свита. Внезапно появляется Левий Матвей, который предлагает Воланду взять мастера к себе и наградить его покоем. «А что же вы не берете его к себе, в свет? » — спрашивает Воланд. «Он не заслужил света, он заслужил покой» , — отвечает Левий Матвей. Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина — подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств; в то же мгновение начинается суматоха, в доме скорби: скончался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особняке на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет, схватившись за сердце, и падает на пол.
Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и мастера. «Ваш роман прочитали, — говорит Воланд мастеру, — и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой» . «Свободен! Он ждет тебя! » — кричит мастер, и над черной бездной загорается необъятный город с садом, к которому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.
«Прощайте! » — кричит Воланд; Маргарита и мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит: «Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон» .
А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают. Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизерами. Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, появляется на Патриарших прудах и садится на ту же скамейку, где впервые встретился с Воландом, а затем, пройдя по Арбату, возвращается домой и видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и мастер, и Иешуа Га-Ноцри, и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.
Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь:
Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
Мать и дитя - это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать - это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Фашисты стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. И земля не в силах вынести этот позор, «варварство такое». Стихотворение имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается оно мотивом гибели беззащитных людей, смерти матерей с детьми. Поэт использует свободную строфику, различные средства художественной выразительности: эпитеты: «бессильных женщин», «мутный дождь», «солнце скорбное», «мощный дуб», олицетворение: «плакали, как дети, реки…», «солнце скорбное… детей поцеловало…», «И в ярости рыдала мать-Земля…», инверсию: «Гневно бушевала Его листва…», сравнение: «Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи», анафору: «Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!».