Определите, какая тема/проблема затронута в приведенных ниже отрывках. 1) М.Горький «На дне»: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются... Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать... да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»
2) Бунин И.А. «Холодная осень»: «Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. "Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне..." Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
1.ходили в лес за грибами, ягодами, орехами, ловили ужей, отдыхали под вязами и слушали рассказы прохожих, пробовали поработать их инструментами.
Грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко,
Зато мы потом их губили довольно И клали рядком на перилы моста.
Гляди — уж чернехоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех!
Под наши густые старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы
Рабочий расставит, разложит снаряды — Рубанки, подпилки, долота, ножи: «Гляди, чертенята!» А дети и рады, Как пилишь, как лудишь — им все покажи. Прохожий заснет под свои прибаутки, Ребята за дело — пилить и строгать! Иступят пилу — не наточишь и в сутки! Сломают бурав — и с испугу бежать.
2. Гуляли в лесу наблюдали за животными, купались в речке, дрались, играли, дурачились.
Река луговая; спрыгнули гурьбой, И русых головок над речкой пустынной Что белых грибов на полянке лесной!
Тут драка — не драка, игра — не игра...
А сколько рассказов! Попался косой, Поймали ежа, заблудились немножко И видели волка... у, страшный какой! Ежу предлагают и мух, и козявок, Корней молочко ему отдал свое — Не пьет! отступились...
Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам. Испугана пеньем, ауканьем, смехом, Взлетит ли тетеря, закокав птенцам, Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха! Вот старый глухарь с облинялым крылом В кусту завозился... ну, бедному плохо! Живого в деревню тащат с торжеством...
Кто ловит пиявок На лаве, где матка колотит белье, Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку, Кто тащит на пожню ведерко кваску, А тот, подвязавши под горло рубашку, Таинственно что-то чертит по песку; Та в лужу забилась, а эта с обновой: Сплела себе славный венок, Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый Да изредка красный цветок. Те спят на припеке, те пляшут вприсядку. Вот девочка ловит лукошком лошадку — Поймала, вскочила и едет на ней.
3. Видели труд родителей, принимали участие в нем..
Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растет, наливает зерно; Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. Отведает свежего хлебца ребенок И в поле охотней бежит за отцом. Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!» Ванюша в деревню въезжает царем...
Положим, крестьянский ребенок свободно Растет, не учась ничему, Но вырастет он, если Богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему. Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды...
И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! — Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!» — Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
Таким образом, дети находили повод для радости, но и с раннего детства знали, что такое труд.
Подробнее - на -
Відповідь:
Вещи в доме все старые и дряхлые, как и сам дом, который сама Катерина Петровна не зря на-зывает «мемориальным». «…Пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах». В пейзаже и интерьере преобладают серые, угрю-мые цвета, как в описании пасмурной холодной осени, старого, умирающего сада, так и в описа-нии нетопленного ветхого дома. Все это подчеркивает одиночество главной героини и ее осозна-ние того, что ее жизнь, увы, подходит к концу.
Пояснення: