Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ. Какова тема и главная мысль данного текста? Найдите в тексте сравнения, метафоры и олицетворения, какова их роль в тексте?
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановится пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за
кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились они в вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
(Н.В. Гоголь)
Тема и главная мысль: Переживания автора за свою Родину
"Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься" - сравнение
"Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во вашей жилке?" - метафора
"Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа." - олицетворение
Основная роль средств выразительности в тексте - это помочь автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.