Служба на Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц жизни Михаила Лермонтова, который рассчитывал снискать себе славу на военном поприще. Однако поэт не только совершенствовал свое искусство в стрельбе и верховой езде, но и с увлечением постигал культуру кавказских народов, учил их язык, знакомился с традициями и обрядами. Особенно интересовал Лермонтова местный фольклор, который давал поэту богатую пищу для размышлений. На основе легенд и преданий впоследствии рождались не только повести и рассказы, но и стихи, пронизанные духом свободы и непокорности. Одним из таких произведений является стихотворение «Дары Терека», написанное в 1840 году, когда поэт второй раз попал на Кавказ и смог во всей красе увидеть буйство горной реки. Однако поразило Лермонтова не это, а то, как в казацких степях Терек становится покорным и спокойным. И лишь страшные дары в виде тел своих жертв он время от времени выбрасывает на берег, словно бы напоминая, что внешняя покорность – иллюзия, обман.Это стихотворение построено таким образом, что повествование ведется от имени реки, которую Лермонтов превращает в одушевленное существо со своим характером, мыслями и чувствами. Терек обращается к одинокому старцу, который олицетворяет собой Каспийское море, и предлагает ему свои роскошные дары – молодого кабардинца в золотой кольчуге и юную казачку, ставшую жертвой злого чеченца. Монолог буйного Терека основан на старинных казацких легендах и преданиях, в нем много образности и лиричности. Это обращение к Каспию по своей размеренности напоминает , однако старец «дремлет и молчит», совершенно не собираясь принимать речные дары.И тогда бурный Терек рассказывает ему историю красавицы-казачки, о которой проливают слезы родные. Лишь один человек не горюет о погибшей, и это – ее жених, «казачина гребенской». Пытаясь отомстить за любимую он отправляется в стан врага, где очень скоро «на кинжал чечена злого сложит голову свою». Именно эта романтическая история любви произвела впечатление на старика-Каспия, который на своем веку видел много подношений и принял в свои объятия тысячи погибших людей. На сей раз он тоже «во блеске власти встал, могучий как гроза» и накрыл волной тела новых юных жертв, отдавая дань их молодости и красоте. «Набегающие волны» кроткого и ласкового Терека, который еще недавно бушевал среди горных круч, он «принял с ропотом любви», как дед обнимает не в меру расшалившегося внука, просящего у него прощение.
Роман - это повествовательный прозаический жанр. Романом мы называем повествование, представляющее собой выдуманную историю, в то же время глубоко историчное. Это произведение искусства: каждая его составная часть, как и все целое, служит созданию эстетического эффекта. Произведение В. Юхнина "Алая лента" является как бы историческим памятником деревне, жизни коми крестьянства. Великолепный знаток жизни коми дореволюционной деревни, он дал незабываемые картины жизни, быта, нравов, культуры коми народа. Юхнин показал, каков истинный коми крестьянин с его национальным характером. Повествование написано интересно, вызывает эстетический интерес, образы глубокие, каждый имеет свой индивидуальный характер. Поэтому произведение "Алая лента" по всем признакам является романом.
Произведение В. Юхнина "Алая лента" является как бы историческим памятником деревне, жизни коми крестьянства. Великолепный знаток жизни коми дореволюционной деревни, он дал незабываемые картины жизни, быта, нравов, культуры коми народа. Юхнин показал, каков истинный коми крестьянин с его национальным характером. Повествование написано интересно, вызывает эстетический интерес, образы глубокие, каждый имеет свой индивидуальный характер. Поэтому произведение "Алая лента" по всем признакам является романом.