Ребята вспоминают сказочную повесть А. Погорельского "Черная курица, или подземные жители", в которой автор описал жизнь Алеши в пансионе, имеющем достоверный адрес в Санкт Петербурге XIX в., исторические приметы быта, учебы, и, вместе с тем, подземный город со сказочными обитателями, куда и попадает главный герой.
В любой волшебной сказке встречаются волшебные предметы, при которых совершаются чудеса. Есть, конечно, они и в книге "Гарри Поттер и философский камень": метла, волшебная палочка, плащ-невидимка, ключи с крылышками, зеркала и многое другое.
Часто сюжет сказки сопровождает запрет, который персонаж нарушает, преодолевая при этом трудности. Так, в сказке В.А. Жуковского "Иван Царевич и серый волк", заперт не трогать золотую клетку, где находится Жар – птица, "уздечку не брать, а лишь коня златогривого". Есть подобный запрет и в книге "Гарри Поттер и философский камень". К примеру, ученикам в Хогвартсе строго запрещается приближаться к месту, где хранится философский камень. Также существуют запрещенный коридор третьего этажа и запретный лес.
Книгу населяют фантастические существа. Искусство обращения с магическими животными даже включено в список предметов, изучаемых в школе "Хогвартс". Студентов учат разбираться в разных видах таинственных существ, их повадках, без этого нельзя чувствовать себя в безопасности в Волшебном мире. Реальным представляется существование мифических существ: Троллей, Эльфов, Гоблинов. И отличаются эти существа от сказочных тем, что они являются нормой описываемого мира и действуют архетипы (первоначальный образ): Эльфы, Гномы, Тролли являются частью мифологической системы стран западной Европы.
Предлагаем ребятам остановиться на персонажах книги "Гарри Поттер и философский камень". Само название уже настраивает читателей на встречу с главным героем. И с первого знакомства окружает Гарри тайной. Появление в реальном мире фантастических персонажей, например, профессора МакГонагалл перевоплощаться в кошку, диалог ее с профессором Дамблдором о Поттере, готовит читателя к знакомству с необычным мальчиком, который попадает в семью Дурсль. Автор рисует незавидную жизнь приемного ребенка –Гарри Поттера – в семье сестры матери. Читатель жалеет главного героя, вынужденного терпеливо сносить унижение от всех членов семьи.
Гарри Поттер явно на стороне добра и света. Однако характер его сложен: с одной стороны. он смышленый, волевой, любознательный, а с другой, ему присуще обижаться, сердиться, проявлять лень в подготовке уроков. Рон и Невилл сразу стали друзьями Поттера, а Гермиона не понравилась главному герою из-за того, что во всем хотела быть первой, командовать мальчиками.
Иными словами, Гарри – обычный подросток, он может быть азартным в игре квиддич, ненавидеть обидчиков из противоположной команды, с факультета Слизерин. Героям положительным: Гаррри, Невиллу, Рону, Гермионе – противопоставлены отрицательные – Драко Малфой, Крэбб и Гойл. Взрослые персонажи во всем напоминают литературных из авторских сказок. Директор "Хогвартса" - профессор Дамблдор, профессор МакГонаглл играют особенные роли в жизни главного героя. Безусловно, внимание к школьной жизни героев вызовет неподдельный интерес и желание разобраться в деталях их взаимоотношений.
Особенно удачным, как показывает опыт, является направление исследовательской работы, которое основано на сопоставлении традиций волшебной сказки – фольклорной и литературной, на выявление неповторимых особенностей жанра романа–фэнтези.
Можно предложить учащимся поработать с узкими вопросами: проявления двоемирия в литературных произведениях, судьбы волшебных предметов (метлы, зеркала, плаща-невидимки), роли из мира животных и птиц, последствий нарушения героями произведения запрета, сопоставления школьной жизни учеников реального мира и мира литературного произведения.
Главное - дать ребятам возможность самостоятельно построить траекторию собственного исследования и не ограничивать рамками поиска.
Конференцию, на которой учащиеся представят результаты своих исследований, можно также превратить в запоминающийся праздник. Костюмы, угощение, инсценировки, стилизованное оформление аудитории, требующее совместной подготовки, сплотят коллектив класса и позволят ребятам относиться к исследовательской деятельности как к увлекательному и яркому процессу.
Всадники ехали молча. Тарас думал о своей молодости, которая полна была приключений, о товарищах-козаках, о том, как будет хвастаться перед ними своими сыновьями. Остап и Андрий были заняты другими мыслями. Когда им было по двенадцать лет, их отдали на обучение в Киевскую академию. Остап несколько раз пытался бежать, закапывал свой букварь, но каждый раз его возвращали обратно и покупали новую книгу, пока, наконец, отец не пригрозил, что никогда тот не увидит Сечь, если не будет учиться. С этого момента Остап стал намного старательнее, и скоро стал в один ряд с лучшими учениками.
Андрий же учился охотнее, не прилагая к этому особых усилий. Он был изобретательнее и часто являлся зачинщиком какой-нибудь авантюры. Ему удавалось избежать наказания благодаря гибкости ума. Душа Андрия была открыта и другим чувствам. Однажды он увидел красавицу-полячку и влюбился с первого взгляда. Андрий был очарован её красотой и женственностью. В следующую ночь юноша решил пробраться к ней в покои. Сначала панночка испугалась, но позже весело смеялась, надевая на Андрия различные украшения. Татарка, служанка польской панны Андрию выбраться из дома, как только в дверь постучали.
Путешественники скакали по бескрайним просторам степи, которая становилась всё прекраснее. Всё здесь будто дышало свободой. Вскоре они прибыли на остров Хортица. Остап и Андрий въехали в Сечь с каким-то страхом и удовольствием. На острове жизнь текла своим чередом: козаки гуляли, танцевали, чинили одежду, устраивали бои.
Ребята вспоминают сказочную повесть А. Погорельского "Черная курица, или подземные жители", в которой автор описал жизнь Алеши в пансионе, имеющем достоверный адрес в Санкт Петербурге XIX в., исторические приметы быта, учебы, и, вместе с тем, подземный город со сказочными обитателями, куда и попадает главный герой.
В любой волшебной сказке встречаются волшебные предметы, при которых совершаются чудеса. Есть, конечно, они и в книге "Гарри Поттер и философский камень": метла, волшебная палочка, плащ-невидимка, ключи с крылышками, зеркала и многое другое.
Часто сюжет сказки сопровождает запрет, который персонаж нарушает, преодолевая при этом трудности. Так, в сказке В.А. Жуковского "Иван Царевич и серый волк", заперт не трогать золотую клетку, где находится Жар – птица, "уздечку не брать, а лишь коня златогривого". Есть подобный запрет и в книге "Гарри Поттер и философский камень". К примеру, ученикам в Хогвартсе строго запрещается приближаться к месту, где хранится философский камень. Также существуют запрещенный коридор третьего этажа и запретный лес.
Книгу населяют фантастические существа. Искусство обращения с магическими животными даже включено в список предметов, изучаемых в школе "Хогвартс". Студентов учат разбираться в разных видах таинственных существ, их повадках, без этого нельзя чувствовать себя в безопасности в Волшебном мире. Реальным представляется существование мифических существ: Троллей, Эльфов, Гоблинов. И отличаются эти существа от сказочных тем, что они являются нормой описываемого мира и действуют архетипы (первоначальный образ): Эльфы, Гномы, Тролли являются частью мифологической системы стран западной Европы.
Предлагаем ребятам остановиться на персонажах книги "Гарри Поттер и философский камень". Само название уже настраивает читателей на встречу с главным героем. И с первого знакомства окружает Гарри тайной. Появление в реальном мире фантастических персонажей, например, профессора МакГонагалл перевоплощаться в кошку, диалог ее с профессором Дамблдором о Поттере, готовит читателя к знакомству с необычным мальчиком, который попадает в семью Дурсль. Автор рисует незавидную жизнь приемного ребенка –Гарри Поттера – в семье сестры матери. Читатель жалеет главного героя, вынужденного терпеливо сносить унижение от всех членов семьи.
Гарри Поттер явно на стороне добра и света. Однако характер его сложен: с одной стороны. он смышленый, волевой, любознательный, а с другой, ему присуще обижаться, сердиться, проявлять лень в подготовке уроков. Рон и Невилл сразу стали друзьями Поттера, а Гермиона не понравилась главному герою из-за того, что во всем хотела быть первой, командовать мальчиками.
Иными словами, Гарри – обычный подросток, он может быть азартным в игре квиддич, ненавидеть обидчиков из противоположной команды, с факультета Слизерин. Героям положительным: Гаррри, Невиллу, Рону, Гермионе – противопоставлены отрицательные – Драко Малфой, Крэбб и Гойл. Взрослые персонажи во всем напоминают литературных из авторских сказок. Директор "Хогвартса" - профессор Дамблдор, профессор МакГонаглл играют особенные роли в жизни главного героя. Безусловно, внимание к школьной жизни героев вызовет неподдельный интерес и желание разобраться в деталях их взаимоотношений.
Особенно удачным, как показывает опыт, является направление исследовательской работы, которое основано на сопоставлении традиций волшебной сказки – фольклорной и литературной, на выявление неповторимых особенностей жанра романа–фэнтези.
Можно предложить учащимся поработать с узкими вопросами: проявления двоемирия в литературных произведениях, судьбы волшебных предметов (метлы, зеркала, плаща-невидимки), роли из мира животных и птиц, последствий нарушения героями произведения запрета, сопоставления школьной жизни учеников реального мира и мира литературного произведения.
Главное - дать ребятам возможность самостоятельно построить траекторию собственного исследования и не ограничивать рамками поиска.
Конференцию, на которой учащиеся представят результаты своих исследований, можно также превратить в запоминающийся праздник. Костюмы, угощение, инсценировки, стилизованное оформление аудитории, требующее совместной подготовки, сплотят коллектив класса и позволят ребятам относиться к исследовательской деятельности как к увлекательному и яркому процессу.
Всадники ехали молча. Тарас думал о своей молодости, которая полна была приключений, о товарищах-козаках, о том, как будет хвастаться перед ними своими сыновьями. Остап и Андрий были заняты другими мыслями. Когда им было по двенадцать лет, их отдали на обучение в Киевскую академию. Остап несколько раз пытался бежать, закапывал свой букварь, но каждый раз его возвращали обратно и покупали новую книгу, пока, наконец, отец не пригрозил, что никогда тот не увидит Сечь, если не будет учиться. С этого момента Остап стал намного старательнее, и скоро стал в один ряд с лучшими учениками.
Андрий же учился охотнее, не прилагая к этому особых усилий. Он был изобретательнее и часто являлся зачинщиком какой-нибудь авантюры. Ему удавалось избежать наказания благодаря гибкости ума. Душа Андрия была открыта и другим чувствам. Однажды он увидел красавицу-полячку и влюбился с первого взгляда. Андрий был очарован её красотой и женственностью. В следующую ночь юноша решил пробраться к ней в покои. Сначала панночка испугалась, но позже весело смеялась, надевая на Андрия различные украшения. Татарка, служанка польской панны Андрию выбраться из дома, как только в дверь постучали.
Путешественники скакали по бескрайним просторам степи, которая становилась всё прекраснее. Всё здесь будто дышало свободой. Вскоре они прибыли на остров Хортица. Остап и Андрий въехали в Сечь с каким-то страхом и удовольствием. На острове жизнь текла своим чередом: козаки гуляли, танцевали, чинили одежду, устраивали бои.