От Нужен краткий перессказ Чем объясняется то обстоятельство, что без особого труда русский может понять речь украинца или белоруса, а белорус и украинец - русскую речь? Русский, украинский и белорусский языки состоят в самом ближайшем родстве, представляя собой одну из трёх восточная ветвь славян- редких языков. Особая близость в грамматическом строе и словарном составе восточнославянских языков объясняется тем, что разделились они сравнительно поздно только в XIV -XV веках, в эпоху феодальной раздробленности Древней Руси. В период Древней Руси с центром в Киеве отдельных русского, украинского и белорусского языков не существовало: в Киеве и Новгороде, в Рязанской земле и Полоцке говорили по-древнерусски. Древнерусский язык сложился на базе восточных диалектов единого до той поры общеславянского (праславянского) языка и существовал до рубежа XIV XIV веков, а потом разделился на русский, украинский и белорусский языки. Из других диалектов об- щеславянского (праславянского) языка сформировались южнославянские языки: сербскохорватский, словенский и македонский, болгарский; западнославянские: польский, чешский, словацкий, нижнелужицкий и верхнелужицкий. Все славянские языки сохранили довольно много общих слов, грамматических форм, произносительных особенностей, унаследовав их от праславянского языка-основы. Поэтому, изучая историю русского языка, мы прежде всего обращаемся к материалам родственных славянских языков в поисках данных для сравнения.
(По 3. Люстровой, Л. Скворцову, В. Дерягину)
Игра-викторина по произведениям Н.Н. Носова.
Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В годы учёбы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой и никогда не думал, что он станет детским писателем. Но так сложилось, что он закончил институт Кинематографии в Москве, и стал работать режиссёром. Первые рассказы сочинял для своего сына, и первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Он так же поставил немало мультфильмов для детей где главными героями были, конечно же, дети.
Вот и сегодня мы с вами проведём небольшую викторину по рассказам Николая Николаевича Носова.
Итак, давайте вспомним с вами в каких рассказах ребята ходили на рыбалку? («Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники»)
Вот и вы сейчас пойдёте на рыбалку. Но рыбки у вас будут непростые, а с вопросами. Игрок от каждой команды выходит к доске вылавливает удочкой рыбку, я читаю вопрос – команда отвечает. (вопрос написан на обратной стороне рыбки.)
Назовите имя и отчество Носова?.Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)Как звали мальчика в рассказе «Заплатка» (Бобка)Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)Кто приходил в гости к Барбосу? (Бобик)Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
2.Молодцы. На рыбалку мы сходили, а теперь вспомним произведения и героев Николая Носова. Я буду зачитывать маленькие кусочки из книги, а вы должны вспомнить название и героев произведения.
«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё губы в варенье». («Фантазёры». Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» («Живая шляпа. Котёнок Васька, Вовка, Вадик)«Сумел порвать, сумей и зашить» («Заплатка». Бобка)«Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток». «Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» («Карасик» Виталик, Серёжа)«Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. А я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить». («Дружок». Мишка писал письмо маме)«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё» («На горке», Котька Чижов)
3.А теперь давайте вспомним рассказ «Живая шляпа». Чем мальчишки кидали в шляпу? Правильно картошкой. Вот и мы сейчас с вами посоревнуемся в меткости. Вот каждой команде шляпа, а вместо картошки у нас будут киндеры. Ваша задача попасть в шляпу.
4. Следующий конкурс будет называться «Бюро находок»
Вы должны определить из каких произведений Н.Носова потерялись предметы
Нитки, иголка, ткань («Заплатка»)Свисток («Карасик»)Пистолет («Саша»)Удочка («Огурцы», «Мишкина каша»)
Конкурс «Огородники»
Все помнят рассказ Николая Носова «Огурцы». По одному участнику от каждой команды. Условие: кто быстрее съест огурец.,
«Что лишнее»
Необходимо определить какой предмет лишний в предложенном произведении.
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака («Живая шляпа»)Рыба, удочка, помидоры, огурцы. («Огурцы»)Брюки, иголка, нитка, швейная машинка («Заплатка»)Милицейский свисток, конфета, рыбка, кот («Карасик»)
Собери картинку. (Нарисуй картинку с закрытыми глазами. Коианда должна отгадать нарисованный персонаж)
вт
В мире много интересных книг. Книга стала нашим другом и Когда я была маленькой, мама читала мне, теперь я учусь в третьем классе и читаю сама.
Моя любима книга – сказки Ганса Христиана Андерсена. Когда моя мама готовит обед, я беру книгу, сажусь на диван и погружаюсь в сказочный мир.
Больше всего мне нравятся сказки “ Дикие лебеди”,”Снежная королева”,”Дюймовочка”.Сказка “Стойкий оловянный солдатик” тоже хорошая, но очень грустная .В ней погибают солдатик и танцовщица. Но всё равно побеждает любовь. Во всех сказках герои бьются не за жизнь, а насмерть, побеждают, врагов друзей. Элиза, пройдя жестокие испытания своих братьев. Ей, маленькой девочке, потребовалось много терпенья и мужества.
Я люблю сказки, так как они учат нас быть смелыми, мужественными, добрыми, ласковыми, находчивыми. В них всегда доброе сердце побеждает над злым.