От
Задание. Перепишите лекцию, посвященную зрелой лирике Ахматовой. На места пропусков вставьте названия стихотворения, о которых идет речь, и примеры указанных образных средств.
Художественные тексты: «Когда б вы знали, из какого сора…», «Родная земля», «Мужество», «Мне голос был…», «Истлевают звуки в эфире», «Приморский сонет», «Заплаканная осень, как вдова…».
Зрелая лирика А. Ахматовой
Анна Ахматова вошла в русскую литературу, прежде всего, как певец любви. Однако с течением времени лирика поэтессы, родившейся на рубеже веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений, неизбежно обрела высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны происходит расширение тематического диапазона лирики Ахматовой.
Даже в интимную тему история внесла новое, трагическое, содержание. Стихотворение было написано осенью 1921 года вскоре после расстрела первого мужа А.Ахматовой Н.Гумилева. В основе стихотворения сравнение, персонифицирующее природу . Лирическая героиня передоверяет её свои чувства. С одной стороны, этот акт подчеркивает безмерность горя женщины, видящей трагический отсвет во всем. С другой − природа воплощает мудрость бытия, и ее круговорот обещает героине забвение боли.
Гражданская позиция Ахматовой укрепилась в годы революции, когда перед поколением поэтессы встал во отправиться в эмиграцию или перенести страдания вместе с Родиной. В центре стихотворения внутренний конфликт: неприятии революционных событий и невозможности оставить родину. Конфликт воссоздан в величественной форме искушения человека праведного, важность и судьбоносность решения подчеркнута высокой лексикой .
Стихи Ахматовой в период второй мировой войны − своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Стихотворение звучит как страстная молитва и заклинание, а его последняя укороченная строка напоминает торжественное «Аминь». Голос поэта сливается с голосом народа, поэтому в тексте звучит слитное и согласное «мы». Главную ценность, отстаиваемую перед врагом, поэт видит в сохранении культуры, которая для акмеистки по-прежнему заключается в сохранении .
Центральная тема стихотворения дана в заглавии. В начальных строках отрицается восторженное и благоговейное отношение к родной земле. Ему противопоставляется тесная, даже не духовная, а физическая связь с родиной. Эстетический эффект достигается обращением к разным значениям центрального многозначного слова : это и почва в прямом смысле, и страна.
В зрелой лирике Ахматова обращается к традиционной теме «поэта и поэзии». «Тайны ремесла» − так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве. Центральное стихотворение цикла . Написанное в 1940 г., оно сохраняет установку акмеизма на воспроизведение мелочей . Поэт отвергает канонические жанры и связывает свое творчество с живой жизнью. Естественность появления стихов подчеркивает природная метафора . Ключевой глагол усилен повтором.
Любовная тема не исчезает из зрелой лирики поэта. Но происходит ее значительная трансформация. Эти тексты лишены акмеистических деталей и посвящены тайному сродству душ, что привносит в них символистскую размытость образов. В стихотворении лирические герои как бы вовсе лишены плоти, от них остаются лишь . Но им дана высокая миссия прервать равнодушие и немоту вселенной. связь героев выступает единственной хрупкой опорой жизни. Идея преображения мира реализуется в финальной метафоре .
В зрелой лирике поэта усиливается звучание философской темы. Для стихотворения Ахматова избирает твердую форму , традиционно включающую 14 строк, отражающих развитие мысли от тезиса через антитезис к синтезу. Тезис − тема скоротечности жизни: . Ей противопоставляется мысль о вечности: . В финале два плана совмещаются в одном вырисовывается путь, незаметный переход от земной жизни к вечной: . Вечность «обживается», наполняется приметами личного героини.
№ 1. Кого приехал запечатлеть фотограф?
Г) Учеников Овсянковской школы.
№ 2. Как звали председателя сельсовета?
В) Митроха.
№ 3. Где жили учитель и учительница?
Б) В дряхлом домишке.
№ 4. Бабушка в средней комнате между рам клала мох вперемежку с брусничником. Для чего?
А) Убрать сырость.
№ 5. Как звали друга автора рассказа?
В) Санька.
№ 6. На фото учитель и учительница…
В) Чему-то улыбаются едва заметно.
№ 7. Как обращалась бабушка к больному внуку?
Г) «Спи, пташка малая!»
№ 8.Что сказал учитель, успокаивая мальчика?
Б) Фотограф, может быть, ещё приедет.
№ 9. Сколько времени не ходил в школу герой произведения?
В) Больше недели.
№ 10. Как звали бабушку героя рассказа?
В) Екатерина Петровна.
№ 11. Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу?
А) Учитель.
№ 12. На какую гору пошли дети за цветами и саженцами для школьного двора?
Г) На Лысую.
№ 13. От кого учитель детей?
В) От змеи.
№ 14. Как звали учителя и учительницу?
Б) Евгений Николаевич и Евгения Николаевна.
№ 15. Как учились счёту в деревенской школе?
В) На спичках и палочках, выструганных собственноручно из лучины.
№ 16. Больному мальчику, смотревшему в окно, ничего не видать дальше…
В) дома тётки Авдотьи.
Туған кездегі есімі
Ибраһим Құнанбайұлы
Туған күні
10 тамыз 1845
Туған жері
Қарқаралы, Семей облысы
Қайтыс болған күні
6 шілде 1904 (58 жас)
Қайтыс болған жері
Семей облысы
Ұлты
қазақ
Қызметі
ақын, ағартушы, философ, композитор, саяси қайраткер
Әкесі
Құнанбай Өскенбаев
Анасы
Ұлжан Асанова
Жұбайы
Ділдə
Шүкіман (Əйгерім)
Еркежан
Балалары
Ділдəдан: Ақылбай, Хакімбай, Əбдірахман, Мағауия, Күлбадан, Райхан
Əйгерімнен: Турағұл, Мекаил, Ізкаил, Кенже
Абай (Ибраһим) Құнанбаев (1845-1904) — ақын, ағартушы, жазба қазақ әдебиетінің, қазақ әдеби тілінің негізін қалаушы, философ, композитор, аудармашы, саяси қайраткер[1], либералды көзқарасын исламға таяна отырып, орыс және еуропамәдениетімен жақындасу арқылы қазақ мәдениетін жаңартуды көздеген реформатор. Абай ақындық шығармаларында қазақ халқының әлеуметтік, қоғамдық, моральдық мәселелерін арқау еткен.[2]
Абай Шығыс пен Батыс мәдениеті мен өркениетін жетік білген. Бірқатар әлем ойшылдарының еңбектерімен жақсы таныс болған. Философиялық трактаттарстилінде жазылған «Қара сөздері» - тақырып ауқымдылығымен, дүниетанымдық тереңдігімен, саяси-әлеуметтік салмақтылығымен құнды.