В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
Azaleika
Azaleika
03.11.2020 06:16 •  Литература

Отцы и дети. Отрывок из главы 16: Одинцова обратилась к Базарову.
— Вы из приличия рассматриваете картинки, Евгений Васильич, — начала она. — Вас это не занимает. Подвиньтесь-ка лучше к нам, и давайте поспоримте о чем-нибудь.
Базаров приблизился.
— О чем прикажете-с? — промолвил он.
— О чем хотите. Предупреждаю вас, что я ужасная спорщица.
— Вы?
— Я. Вас это как будто удивляет. Почему?
— Потому что, сколько я могу судить, у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение.
— Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь.
Базаров поглядел на Анну Сергеевну.
— Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например.
— Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку.
— Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах.
Анна Сергеевна
— И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь?
— А на что он нужен, позвольте спросить?
— Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей.
Базаров усмехнулся.
— Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой.
— Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?
— Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.
Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам.
— И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?
— По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр.
— Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка.
— Именно так-с, сударыня.

Вопросы:

1) Как судит о людях Базаров?

2) Почему Базаров так скор в определении нрава Одинцовой?

3) Какая фраза Одинцовой метко определяет заблуждение Базарова на этот счёт?

4) Был ли так же твёрд в этом споре Базаров, как в споре с Павлом Петровичем?

5) Как проявляет себя в этом споре Одинцова?

6) Какое заключение можем мы сделать вместе с
героиней о «художественном смысле» Базарова после их разговора о видах Саксонской Швейцарии?

7) На чьей стороне перевес в этом споре?

На многие вопросы здесь нужно будет дать ответ в виде цитат. Первый вопрос я сделал, но напишите его в последнюю очередь, чтобы сверить. Писать только по теме вопроса. Не растекаться по древу. Заранее

Показать ответ
Ответ:
koalo2001
koalo2001
16.03.2022 19:28

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Объяснение:

0,0(0 оценок)
Ответ:
эмилисенок2
эмилисенок2
28.07.2022 03:47

Хронотоп: время и пространство в художественном произведении

10 февраля

1,4 тыс. дочитываний

2 мин.

Приветствую вас, друзья. Сегодня статья немного философская, но, надеюсь, тоже полезная.

Теорию взаимосвязи пространства и времени сформулировал Альберт Эйнштейн. Я не буду сейчас в неё углубляться – образование не позволяет, ляпну что-нибудь ещё не то. Но удивительно, что художественная литература прекрасно иллюстрирует эту теорию. В физике есть понятие пространственно-временного континуума, а в литературе – понятие хронотопа.

Хронотоп: время и пространство в художественном произведении

Что такое хронотоп

Это понятие ввёл известный филолог и литературовед Михаил Бахтин. Если перевести слово, то и получится «время+пространство». Это единое временно́е пространство произведения, особая организация реальности, в которой происходят события, живут и действуют герои. Это мир, как кусочек эпохи, наполненный материальными деталями, событиями, духом эпохи.

К сожалению, не всегда в художественном произведении имеется хронотоп, такой объёмный мир вещей, явлений, сущностей. Тогда возникает впечатление, что персонажи живут и действуют в каком-то пустом пространстве. И, читая такое произведение, не испытываешь ощущения целостности, реальности событий, героев, мира.

Главную, организующую роль в хронотопе играет время. Именно оно определяет особенности пространства, события сюжета, поведение героев. Формы организации пространства могут быть разные. Например, М. Бахтин выделяет хронотоп «дороги», «гостиной», «провинциального городка», «замка», «порога» (кризисной ситуации) и ещё много других.

Хронотоп: время и пространство в художественном произведении

Определяющая роль времени

Разные эпохи – это разные миры, разная организация пространства. В качестве примера возьмем хронотоп гостиной. В каждый период времени она имеет свои особенности, свой вид, пространство всегда наполнено вещами, они суть его. В гостиной различных эпох разная мебель, разные безделушки на каминной полке или в книжном шкафу, на столике трюмо или в серванте. Время отражается в коврах или в паркете, в обоях или шпалерах, в вычурных подсвечниках или хрустальных люстрах.

В гостиных собираются люди. Их облик, одежда, манеры, темы разговоров и даже лексика – всё это определяется временем. Так, дама XVIII века, шурша кринолинами в голубой гостиной, не может рассуждать о «кардинальных, но непродуктивных решениях в бизнесе, которые принимает её муж» — эти рассуждения и сами слова из другого времени. Они разрушают хронотоп произведения, а, значит, и его целостность. Причём нередко достаточно одного слова, чтобы картинка рассыпалась осколками, и столь тщательно выстраиваемое автором пространство перестало существовать.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота