Отметь те фрагменты, которые можно назвать не только юмористическими/ироничными/саркастическими, но и сатирическими.
Чтобы проверить правильность своих предположений, попытайся ответить на во Есть ли в этой фразе осуждение?» или «Могу ли я сформулировать, какие недостатки тут высмеиваются?». При положительном ответе перед тобой сатира.
Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились.
— Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт? — сказал один генерал.
— Да, — отвечал другой генерал, — признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!
Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
Наконец, развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»
— Не позволите ли теперь отдохнуть?
— Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку.
Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг, а сами легли спать.
Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!
— Да я уж и то сколько дней немытый хожу!
— Стало быть, шампиньоны на лице ро́стить собрался?
— Чем бы, однако, заняться? — спрашивает он себя, — хоть бы лешего какого-нибудь нелёгкая принесла!
И вот по этому его слову вдруг приезжает сам капитан-исправник.
«Что же сделалось, однако, с помещиком?» — с меня читатели. На это я могу сказать, что хотя и с большим трудом, но и его изловили. Изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти.
грозный царь
Удалой боец
буйный молодец
дума крепкая
брови черные
очи зоркие
молодой боец. (идет повтором)
добрый молодец
люди добрые
Красны девушки
повтор:
Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
Инверсии:
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золочЈный ковш
Удалой боец, буйный молодец,
в золотом ковше не мочил усов.
Отрицание:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие
Да не поднял глаз молодой боец.
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Лука Лукич
Лука Лукич Хлопов – один из персонажей комедии «Ревизор», чиновник в уездном городе, смотритель училищ. Он относится к веренице государственных служащих, от которых зависит благополучие города. Главные качества этого персонажа – смирение и запуганность. В отличие от Земляники, который является двуличным пронырой, и Городничего, который возомнил себя царем и богом города, Лука Лукич – тишайший трус. Его любимые фразы: «как бы чего не случилось» и «авось пронесет». Он во всем и полностью соглашается с городничим, старается держать в училище только тупых и безвольных учителей, так как считает их безвредными. В те времена в стране не приветствовались прогрессивные взгляды и вольнодумие. Особенно это касалось учебных заведений, так как именно там юношеству могли внушаться вредные антиправительственные идеи.
Дома у Луки Лукича всем заправляет жена Анастасия, которая любит ласково называть его «Луканчик». Когда Хлопов робеет и не знает что сказать, она делает это за него. Так, например, именно она поздравляет семью городничего с Марьи Антоновны. Хлопов настолько труслив, что когда мнимый ревизор предлагает ему сигару, он не только сомневается брать ее или нет, но и от страха прикуривает ее с другой стороны. Отдавая взятку, он ведет себя настолько услужливо, что складывается ощущение, что он рад расстаться с деньгами ради начальства. При этом добавляет фразу «не смею долее беспокоить присутствием». Этот чиновник вместо того, чтобы чувствовать себя начальником, ведет себя как солдат, окруженный генералами. Оттого эффективность его работы на таком ответственном посту нулевая. Он даже боится сделать замечание учителю истории, который в порыве часто ломает стулья, или другому учителю, который сопровождает свой рассказ гримасами.