ответе на вопросы, по преданию "КОНЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО" Вопросы:
- Каким в нем предстает Петр I? Почему он представлен исполином, чудо-богатырем?
- Какова роль образа мужика? Как царь Петр к нему относится?
- Как предание объясняет появление в Петербурге памятника Петру I?
Предание: КОНЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
(записано в Олонецкой губернии на реке Свирь)
Петр Великий и весом был великий, нас троих бы он на весах перетянул. Кони его возить не могли, проедет верхом версты две, три на коне - и хоть пешком иди, лошадь устанет, спотыкается, а бежать совсем не может (а царю ли пешком ходить? - да когда еще до места-то надо пробираться верст двадцать, а коня нет). Вот царь и приказал достать такого коня, на котором 6ы ездить ему можно было. Понятно, все стали искать, да скоро ли приберешь?
А в нашей губернии, в 3аонежье, был у одного крестьянина такой конь, что , другого такого и не бывало и не будет больше: красивый, рослый, копыта с тарелку были, здоровенный конище, а сам - смиренство. Вот и приходят каких-то два человека, увидали коня и стали покупать, и цену хорошую давали, да не отдал. Дело это было зимой, а весной мужик спустил коня на ухожье, конь и потерялся. Подумал мужик: зверь съел или в болоте завяз , да что будешь делать, век конь не проживет.
после того два года. Проезжал через эту деревню какой-то барин в Архангельск и рассказывал про коня, на котором царь ездит. Узнал про коня и мужик, у которого конь был, подумал, что это его конь, и собрался в Питер, не то чтобы отобрать коня, а хоть посмотреть на него. Пришел в Питер, а Питер-то тогда меньше теперешнего Питера в сто семьдесят раз был. Ходит по Питеру и выжидает, когда царь на коне поедет.
Вот и видит он однажды, что здоровый человек едет, на коне и конь как будто его, посмотрел хорошенько, видит: конь его. Проехал всадник, а он так ничего и сказать не смел, - да и что царю скажешь? А уж так и полагает, что царь ехал. На другой день услыхал, что царь поедет куда-то, стал на такое место, чтобы царя увидать, и стал ждать. Вот и едет на том же коне, только человек еще выше ростом и здоровее того человека, который вчера проехал. Посмотрел па коня, да что глядеть: конь его, да и только. Жалко стало коня, и захотелось ему попробовать, нельзя ли отобрать коня у царя. И стал он наведываться, кто бы ему пособил в этом. Были и тогда люди, да прошения писать не смеет никто, надо подать его царю, а на кого? Но нашел наконец человека-крючка, и тот написал ему ние в таком роде: «Милостивый император, царь-государь! Я при самом Боге и при царе вора поймал. Разреши, царь-красное солнышко, мое дело!» С таким и стал подкарауливать, когда царь поедет.
Едет однажды царь, и на его коне; он перед самым конем стал на колени и наклонился лицом до самой земли. Царь остановился.
- Встань! - крикнул государь громким голосом.- Что тебе нужно?
Мужик встал и подал .
Взял царь, тут же прочитал его и говорит:
- Что же я у тебя украл?
- Этого коня, царь-государь, на котором ты сидишь.
- Ладно,- говорит царь,- я поеду вперед, дело у меня нужное есть, а ты стой тут и жди; когда я назад поеду, ты крикни коня, как звал ты его дома.- И уехал. Немного погодя едет царь, поравнялся только с мужиком, а мужик и крикнул: «Кари, Карюшко!» Конь остановился, повернулся головой к мужику и стоит
поперек дороги; мужик к коню, а конь к нему, и стал мужик у коня морду рукой гладить и шею почесывать, а конь к нему ласкается и морду ему на плечо положил. Петр Великий слез с коня, смотрит на коня с мужиком, а мужик уж плачет.
- А чем ты еще можешь доказать, что конь твой? – спросил царь.
- Есть, царь-государь, приметы, он у меня двенадцатикрестный, насечки в копытах есть.
Приказал царь посмотреть, и действительно, в каждом копыте в углублениях вырезано по три больших креста. Видит царь, что правду говорит мужик. Расспросил все у мужика, узнал, что у мужика коня украли и ему продали. Отпустил мужика домой, дал ему за коня восемьдесят золотых и еще подарил немецкое платье. Так вот, что в Питере памятник-то есть, где Петр Великий на коне сидит, а конь на дыбах, так такой точно конь и у мужика был.
Когда была война со шведами, то Петр ездил на этом коне. Раз шведы поймали нашего генерала и стали с него с живого кожу драть. Донесли об этом царю, а он горячий был, сейчас же поскакал на коне, а и забыл, что кожу-то с генерала дерут на другой стороне реки, нужно Неву перескочить. Вот чтобы ловчее было скок сделать, он и направил коня на этот камень, который теперь под конем, а с камня думал махнуть через Неву, и махнул бы, да Бог его . Как только хотел конь с камня махнуть, вдруг появилась на камне большая змея, как будто ждала, обвилась коню в одну секунду кругом задних ног, сжала ноги, как клещами, коня ужалила - и конь ни с места, так и остался на дыбах. Конь этот от укушения змеи и сдох в тот же день, Петр Великий на память приказал сделать из коня чучело, а после, когда отливали памятник, то весь размер и взяли из чучела.