ответить на во по повести:«Один день Ивана Денисовича»
1. По каким нравственным законам живет герой рассказа- Иван
Денисович? Обратите внимание на то, как он относится ко всему,
что сотворено руками человека, поддерживает его жизнь.
Найдите в тексте такие детали, которые характеризовать героя.
2. Как относится Шухов к членам бригады? Можно ли утверждать,
что Шухов – «страшно одинокий»?
3. Каково отношение Шухова к работе, делу? Для ответа
сопоставьте эпизоды мытья полов в надзирательной конторе и
кладки стены в ТЭЦ (начало и конец повести)
4. Почему так различно поведение героя?
5. Найдите размышления героя о его военном о том, как
он бежал из плена и был обвинен в измене Родине (Эпизод:
разговор с Кильдигсом во время работы на строительстве ТЭЦ).
Согласны ли вы с утверждением, что Шухов на войне пассивен,
слаб душой? И можно ли винить его в том, что на следствии он
выбирает жизнь («подпишешь – хоть поживешь еще малость»)?
6. Шухов помнит слова первого лагерного бригадира Кузёмина: «В
лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть
надеется, да кто к куму (надзирателю) ходит стучать». Докажите,
что Шухов следует этим правилам.
7. Что герою устоять, остаться человеком?
рассказ астафьева «конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые свои ягоды и его «в жадности» .
но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. и мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее . мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. и она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
но потом возвратиться все-таки приходится. как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «бери, бери, чего смотришь? глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… » и действительно, автор говорит: «сколько лет с тех пор прошло! сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»
время, когда создавался рассказ «в прекрасном и яростном мире» («машинист мальцев») (1938), было неспокойным: страна жила предчувствием войны. должна была ответить на вопрос о том, какими силами располагает народ, чтобы отразить военную угрозу. а. платонов в своем рассказе дал такой ответ: «залог победы — душа народа». основой сюжета стали перипетии жизненного пути машиниста паровоза мальцева. этот человек во время грозы от удара молнии потерял зрение и, не заметив это, едва не стал причиной крушения поезда, который вел. после этого зрение вновь вернулось к машинисту. не сумев ничего объяснить, мальцев был осужден и попал в тюрьму. мальцева предложил следователю смоделировать удар молнии в лабораторных условиях. следователь так и поступил. была доказана невиновность машиниста. однако после опыта мальцев вновь потерял зрение окончательно, как он думал. в конце рассказа судьба улыбнулась герою: он вновь обретает зрение.
произведение — не столько об испытаниях, а о том, как люди эти испытания преодолевают. мальцев — человек высокого романтического духа. свою работу он считает величественным призванием, проделом человеческого счастья. герой а. платонова — поэт своей профессии. паровоз под его превращается в подобие тончайшего музыкального инструмента, послушного воле артиста. прекрасный и яростный мир окружает мальцева. но столь же прекрасен и яростен мир души этого человека.
любой человек может потерять зрение. но далеко не любой сумеет остаться в этом горе зрячим. «духовное зрение» мальцева не исчезало ни на мгновение. кажется, что его выздоровление в конце рассказа — законная награда человеку-победителю.
но несмотря на то, что рассказ имеет подзаголовок «машинист мальцев», а. платонов раскрывает в произведении и другие человеческие . интересна судьба рассказчика. это начинающий железнодорожник, машиниста. он оказался свидетелем драмы, когда мальцев потерял в пути зрение. ему же, рассказчику, пришлось спасать этого человека: машиниста беседует со следователем, с болью наблюдает, как страдает мальцев, лишенный возможности заниматься любимым делом. рассказчик же оказывается рядом с мальцевым в минуту, когда зрение вернулось к машинисту.
мастерство писателя проявляется в изображении обстоятельств, в умении показать духовную эволюцию сознания героя. рассказчик признается: «я не был другом мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы». но в эту фразу поверить трудно: просто рассказчик не может преодолеть скромности и вслух сказать о нежности своей души. заключительные слова рассказа раскрывают весь тот прекрасный и яростный мир души, которым живут и мальцев, и рассказчик. когда стало ясно, что мальцев прозрел, « повернул ко мне свое лицо и заплакал. я подошел к нему и поцеловал его в ответ: — веди машину до конца, александр васильевич: ты видишь теперь весь свет! ». сказав «весь свет! », рассказчик как бы включил в понятие «свет» и духовную красоту мальцева: машинист победил не только внешние обстоятельства, но и свои внутренние сомнения.