1. Жизнь цветка мака недолгая. Цветёт пару дней, а потом лепестки осыпаются. Поэтому по мнению героини рассказа тёти Оли мак нужно сеять не на клумбе, а на грядке. Но автор всё-таки посеял мак на клумбе, и когда цветок расцвёл, то украсил своим буйным и ярким цветением клумбу, притягивая взоры. Жизнь некоторых людей похожа на цветение мака. Об этом говорит тётя Оля: "Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... " И примером её словам служит жизнь и судьба её сына, военного лётчика Алексея, который погиб в бою, спикировав на своём "ястребке" на фашистский бомбардировщик. 2. Увидев, как синичка может погибнуть от голода в морозный зимний день, автор рассказа закрепил на открытой форточке линейку и насыпал на неё конопляных зёрен. Синичка сначала боязливо, а потом всё смелее начала клевать зёрнышки, пока не очутилась в комнате и даже поговорила-почирикала с писателем. Казалось бы, так мало - тридцать конопляных зёрен, а они жизнь пичужке. Я думаю, что рассказ о том, что в трудную минуту нужно тем, кто попал в затруднительное положение, даже если это маленькая птичка, ведь только тогда можно называться Человеком.
2. Увидев, как синичка может погибнуть от голода в морозный зимний день, автор рассказа закрепил на открытой форточке линейку и насыпал на неё конопляных зёрен. Синичка сначала боязливо, а потом всё смелее начала клевать зёрнышки, пока не очутилась в комнате и даже поговорила-почирикала с писателем. Казалось бы, так мало - тридцать конопляных зёрен, а они жизнь пичужке. Я думаю, что рассказ о том, что в трудную минуту нужно тем, кто попал в затруднительное положение, даже если это маленькая птичка, ведь только тогда можно называться Человеком.
Н.С.Гумилёв. Анализ стихотворения из цикла «Капитаны»
I часть.
1. От чего «захватывает дух» у автора этого стихотворения? Что он за человек, с вашей точки зрения?
2. Какие картины вы представляли во время чтения? В чем секрет красоты стихотворения?
II часть.
1. Почему Н.С. Гумилёв называет знаменитых капитанов «паладинами Зеленого Храма»? Объясните значение слова «паладин».
2. Какие картины восхищают поэта? Что роднит его с героями стихотворения?
3. Объясните смысл двух последних строк стихотворения.
III часть.
1. В чем видит Н.С. Гумилёв романтику матросской жизни?
2. Что делает «весёлых матросов» из этого стихотворения достойными героями цикла «Капитаны»?
3. Почему для этого стихотворения избран иной ритм и более короткая строка по сравнению с I и II частями?
IV часть.
1. Известно ли вам что-нибудь о корабле Летучего Голландца и огнях святого Эльма? Как Н.С. Гумилёв создает атмосферу таинственности, загадочности?
2. О каком капитане идет речь в этом стихотворении? Что роднит его с другими героями цикла? Почему стихотворение является заключительным?
3. Как вы думаете, почему строка вновь становится длинной и плавной? Соответствует ли размер строки и ритм смыслу стихотворения?