ответить на вопросы
1. глава 3-4. причины, подтолкнувшие мцыри к побегу? выпишите цитаты, сделайте вывод.
2. главы 5, 6, 9, 10, 11. картины кавказской природы. найти олицетворения.
3. глава 8. побег во время грозы. почему мцыри сбежал именно во время грозы? как его поведение противопоставлено поведению монахов? каково ощущение мцыри?
4. главы 12, 13. встреча с грузинкой. какую роль играют эти эпизоды в сюжете поэмы?
5. глава 14. муки голода. почему мцыри не вошел в саклю?
6. глава 15. потеря пути. как характеризуют героя последние
шесть строк главы?
7. главы 16 - 17. бой с барсом. как изображен барс? докажите, что мцыри уважает своего противника .как характеризует героя этот эпизод?
8. главы 20 - 22. возвращение к монастырю. что и почему понял мцыри?
9. главы 20 - 23. бред. песня рыбки. найдите звукопись. какую смысловую роль играет эта песня?
4 из 4
10. с кем сравнивает себя мцыри в главе 21? как он объясняет свою неудачу с побегом?
11. почему мцыри все равно, верит или не верит ему монах? о чем он сожалеет? (см. гл. 24)
12. как оценивает герой три дня на свободе (гл. 25)
13. где и почему просит мцыри его похоронить? (гл. 26)
В романе Толстого «Война и мир» главной, основной и любимой для автора мыслью, пронизывающей все главы романа от его начала до эпилога, была «мысль народная» . Эта мысль живет не только в каждом герое, в каждой большой сцене романа «Война и мир» , но и в каждом эпизоде, в каждой детали. Толстой пытается показать народ не как большую группу людей, а как единое и неделимое целое, одухотворенное своей собственной, непонятной для многих дворян жизнью, своими мыслями, целями, качествами. По замыслу Толстого главной причиной победы русских, в 1812 году и была эта «мысль народная» , это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать.
Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту родины, в народной любви к своему отечеству. В романе «Война и мир» этот единодушный порыв русских становится как бы еще сильнее на фоне блистательно изображенного Толстым высшего света, полного интриг, сплетен, корыстных интересов, многие представители которого не понимают опасности и того трудного положения, в котором находится народ, и не видят или не хотят видеть, как народ единодушно поднимается на борьбу. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» . Так показана «мысль народная» в действии.
Для мальчика, в тексте воедино связаны между собой такие, казалось, бы далекие друг от друга явления, как рождественские праздники и весна. Весна у него ассоциируется с праздником, с радостью, с поездкой в деревню. Ему кажется, что только в деревне можно ощутить ее приход, ведь в городе люди видят лишь вывески и стены домов и совсем не замечают неба н солнца. Желанный, радостный день наступает для него с приездом отца. Мальчик не отходит от него ни на минуту и предвкушает предстоящее путешествие. В дороге он тоже радуется всему, по этически'описывает зимнюю природу, свой путь домой. С самым что ни на есть весенним настроением он поутру, и это чувство сопровождает его повсюду в деревне: и во дворе, и в саду. :: на гумне. А когда приходит время возвращаться в город; мальчик грустит, но грусть его легка и светла. Ему жаль расставаться с родными местами, однако он ощущает близость весны, н это скрашивает обратный путь. Такое восприятие родной природы, деревни, ее жителей отражает любовь мальчика ко всему этому, его жизнелюбие, глубокую связь с миром, со всем живым. Его душа открыта всему новому, он пытливо всматривается в окружающий мир. Видно, что герой И. А. Бунина очень чуткий, искренний, добрый ребенок, обладающий по-детски свежим, ясным и ярким восприятием мира.ъ