ответить на вопросы 1. Какой рисует свою страну А. Блок в стихотворениях «Россия», «Русь»? Что особенно дорого поэту? 2. Как цикл «На поле Куликовом» связан с историей России? О каком историческом событии напоминает название? 3. «На поле Куликовом» – это стихотворный цикл. Что такое «стихотворный цикл», что для него характерно? 4. Как соотносится и настоящее в стихотворениях цикла «На поле Куликовом»? Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворений – пытается ли это древний русич предвидеть будущее или современник поэта стремится найти духовную опору в стойкости предков?
5. С какими женскими образами сопоставляется родина в стихотворениях А. Блока «Россия»,
«Русь» и цикле «На поле Куликовом»? В чем отличие этих образов?
6. Что А. Блок говорит об историческом пути России в стихах «Россия», «Русь» и цикле «На
поле Куликовом»? Какие надежды высказывает поэт? Каким видит будущее России?
7. Как вы понимаете фразу «И невозможное возможно» в последней строфе стихотворения
«Россия»?
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!...
Главная проблема, которая вставала на пути у людей, — недостаток кислорода. На Марсе почти не было деревьев, потому что все они «одряхлели» и выродились за многие тысячелетия, зато была богатая плодородная почва.[sms]И Дрисколл принял решение: он будет садовником, он засеет безжизненную планету новыми видами растений, которые будут давать кислород, много кислорода, достаточного для того, чтобы дышать полной грудью. И садовник принялся за работу. Он сажал всякие деревья: дубы, вязы, клены, осины, каштаны, кедры и верил в то, что делает «не просто плоды для желудка, а воздух для легких».
Мечта Дрисколла сбылась. Утром после дождя всюду, «насколько хватало глаз, к небу поднимались деревья». Я думаю, это произошло отчасти и потому, что садовник слишком надеялся и верил в свою мечту. А еще он выбрал себе правильное дело, потому что завтрашние удачи берут истоки в сегодняшнем труде.
Я думаю, что рассказ Р. Брэдбери «Зеленое утро» очень актуален сегодня. Нет, не на Марсе, а на нашей родной планете Земля, которая уже задыхается от дыма и смога и надеется только на совесть людей, которые еще в силах предотвратить назревшую экологическую катастрофу.
Так давайте сегодня сажать деревья, чтобы завтра дышать свежим воздухом![/sms]
Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:
..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...
Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх “грозящей бездны на краю”, и жажду, и “страданье голода”, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет... Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел — в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу.
Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.
В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.