ответить на вопросы письменно: почему его бросает то в жар, то в холод? почему чехов не даёт ответа на вопрос: виновата ли собака (зависит ли от этого её участь)? почему в портрете и поведении очумелова постоянно упоминается шинель? слова «хамелеон» нет в рассказе. почему возник такой заголовок рассказа ? оправдан ли он? кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном? почему очумелов требует то снять, то одеть на него шинель?
Пошук істини завжди хвилював талановитого вченого. Йому не цікаво було читати книги. Він хотів більшого. Фауст жадав зрозуміти сутність природи і, врешті-решт, вирішив, що він нікчемний і дуже мало знає в цьому світі. Продавши душу дияволові, Фауст помандрував з ним по світах, потрапляючи в різні халепи і відчуваючи солодкий запах гріхопадіння. Він зрозімів просту істину: людина завжди терпить випробування та нужду, а щастя людське - лише виключення з правил. Він чекає смерть зі смутком. Але єдине радує Фауста: корисні плоди його праці залишуть світ на цьому світі. Зрозумівши все, що він накоїв та покаявшись, його душа потрапляє в рай.
Его основная идея ускользает от читателя благодаря мастерству писателя: дивный образный язык романа, его странные персонажи (черти, фаготы, коты, голые девицы), фабула любовной истории совершенно заслоняют то, ради чего и было написано это произведение. Можно сказать, что, парадоксальным образом, Булгаков проиграл в идейном воздействии вследствие внешнего стилистического мастерства, в то время как Достоевский выиграл по причине формального несовершенства своих религиозно-психологических творений. Идея Достоевского не скрыта под одеждами блистательной формы и потому легко обнаруживается читателем. Булгаков же подобен капусте: чтобы обнаружить в нем “кочерыжку” сути, нужно сперва снять одёжки анекдота, сатиры, психологической драмы, политического протеста и мистериального действа. Без этой “кочерыжки” роман воспринимается то как библия русского интеллигента-шестидесятника, то как бытовой анекдот из жизни старой Москвы, то как результат тайного сговора между автором и Сатаной, которому автор заложил душу. Роман считают мистическим, в нём усматривают диспропорцию отношений между Добром и Злом, даже смешение этих начал. В общем и целом, современное понимание романа Булгакова сводится к двум основным трактовкам:
1. Роман этот — тайный протест автора против сталинской тирании, гуманистическое произведение о любви и творчестве.
2. Роман этот — вариант поэмы о Фаусте с явным пиететом автора перед Мефистофелем и силами зла. Зло здесь постоянно творит добро, добрые же побуждения становятся источниками зла. Поэтому роман небезупречен с точки зрения нравственно-этической позиции автора.