ответьте на во из 10-11 главы по рассказу "Мёртвые души".
Глава 10
Во Снежный ком сплетен и безумных предположений всё нарас-
aer. Почему Гоголь придаёт им столь абсурдный характер?
к вы считаете, по какой причине чиновники губернского
города NN ведут себя таким же образом, как и чиновники
yездного городишки пыесы «Ревизор»?
2. Pазвивающаяся в трёх главах тема требует обобщений. Какое
значение имеют в этой главе лирические отступления? Какая
проблема, столь типичная для русского общества, поднимается
и рассматривается Гоголем в лирическом отступлении о вся-
ческих совещаниях и благотворительных обществах? С какой
сюжетной ситуацией оно связано? К каким выводам приводит?
3.Чичиков представляется чиновникам, доведенным своими .
должностными преступлениями до панического страха то
Наполеоном, то капитаном Копейкиным? Чем вызваны такие
аналогии? Только ли их глупостью? Какая тема, столь пуга-
ющая их, связана с капитаном Копейкиным?
4. С какой целью в текст вводится внесюжетная «Повесть о и
питане Копейкине»? Какие темы и проблемы, которые автор
не мог бы рассмотреть в сюжетной части «Мертвых душь.
благодаря ей входят в поэму и созданию все
охватного образа «всей Руси»?
5. Почему в этой главе наряду с нагнетающимся комичным
безумием сплетни нарастает трагическая тема смерти? Kaк
это проявляется в лирических отступлениях? Каким образом
внесюжетные элементы (лирические отступления, «Повесть о
капитане Копейкине») этой главы связаны с общим замыслом
первого тома «Мёртвых душ»?
6. Точка зрения. К чему призывает Гоголь в своем программ-
ном лирическом отступлении о «дорогах», которые всеr-
да «избирало человечество», гоняясь за «болотными огня-
ми»? Как автор оценивает здесь человека и человечество?
Почему можно назвать созданную им картину эсхатологиче-
ской?
Глава 11
1. Составьте план заключительной главы первого тома поэмы.
Каково соотношение повествования и лирических отступлений в этой главе?
2. Вспомните начало поэмы и рассуждения мужиков о колесе
(«...доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не до
едет?»). Почему в начале заключительной главы первого тома
вновь заходит речь о колece (еколесо было обтянуто новою
шиною»)?
3. Творческое прочтение. Подготовьте выразительное чтение
лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя, из моего
чудного, прекрасного далёка тебя вижу.». Обратите внима
ние на обрамление этого лирического отступления. С каком
целью автор намеренно сталкивает высокое и низкое, идеаль
ное и грубое, реальное?
4. Какие значения приобретает в этой главе образ дороги? Как
они соотносятся с другими трактовками этого образа в пре
дыдущих главах?
5. Hеожиданным для читателя образом в этой главе соотносятся
пронизанные высокими чувствами обращения к России и о
лые перипетии жизненного пути Чичикова. Как вы думает
почему автор вводит предысторию своего антигероя вследнюю главу, что противоречит всем правилам построения
художественного произведения?
6. Как выражается отношение авторак «рыцарю копейки» Чичик
ову? Что вам кажется наиболее значимым в описании его
предыстории? Какую роль в становлении героя сыграло вос-
питание, уроки отца?
Почему жизненный путь Чичикова можно охарактеризовать
как последовательное движение от спекуляции пряниками
до спекуляции мёртвыми? Как шёл Павлуша Чичиков к тому,
чему мы стали свидетелями в первых главах поэмы? Какие
этапы омертвения его души вы можете назвать?
8. Как и прежде, Гоголь прибегает здесь к обобщениям обще-
человеческого масштаба, чему лирические от-
ступления. Какую роль играет здесь рассуждение автора о
«приобретении» как страсти, которая постепенно завладевает
душой человека? Какой религиозно-нравственный подтекст
оно имеет? Почему оно композиционно соотносится с изло-
жением предыстории Чичикова?
9. Какую роль играет включенная в текст поэмы внесюжетная
притча о Кифе Мокиевиче и сыне его Мокии Кифовиче? Как
в неи раскрывается мучительная тема ложного патриотизма?
Как он понимает свою миссию истинного патриота?
10. Точка зрения. Подумайте, какую нравственную цель преследу-
eт автор, обращаясь к читателю в лирическом отступлении, в
котором призывает каждого из нас задуматься: «А нет ли и
во мне какой-нибудь части Чичикова?»
11. П. Почему первый том своей поэмы Гоголь завершает лириче-
ским отступлением? Что необычного можно отметить в образе
Руси, представленном в финале первого тома?
Образ Павла Ивановича Чичикова раскрывается преимущественно через общение с другими героями.
Однако Н. В. Гоголь прибегает и к приемам характеристики через предмет и к внутреннему монологу как средству характеризации персонажа.
Можно упомянуть, например, знаменитую шкатулку Чичикова, подробное описание которой дается и в первой главе, и в эпизоде посещения Павлом Ивановичем имения Коробочки, и во втором томе, когда, находясь под следствием, Чичиков, постоянно вспоминает об этой шкатулке.
В ней для Павла Ивановича сосредоточилось все, чего он смог добиться в жизни, плоды "трудов".
Условия, в которых формировался Павел Иванович, заставили его скрывать свои эмоции и желания, заставили сначала думать, затем действовать, сделали его расчётливым и предприимчивым. В Чичикове нет эмоциональности, нет бесшабашности, нет глупости, нет “жизни через край”. Герой новой эпохи, эпохи эгоизма и расчёта, лишён сильных эмоций. Эти мысли возникают и в момент чтения главы о Ноздрёве. Глава представляет Ноздрева, но многое раскрывает и в натуре главного героя -Чичикова.
Барыня привезла Герасима из деревни к себе в город на службу. Ему купили одежду, сапоги и определили его дворником. Свою работу дворник Герасим исполнял очень усердно и аккуратно, любил во всём порядок. За эти качества его уважали и побаивались.
Барыня жаловала Герасима, как верного и сильного сторожа. Она держала многочисленную прислугу. Из всей прислуги прачка Татьяна полюбилась главному герою своим кротким и робким нравом. Встретив её, он радовался и старался угодить ей. Герасим охранял и оберегал Татьяну от насмешек и колких словечек.
По распоряжению барыни башмачника Капитона женили на прачке Татьяне. Конечно, это очень не понравилось Герасиму, он переживая, долго просидел в своей коморке. А потом подарил Татьяне красный, бумажный платок. И когда башмачника с прачкой отправили в деревню, Герасим пошел провожать их. В этом проявился его кроткий и добрый нрав.
На обратном пути Герасим нашел голодного и замерзшего щенка, которого по доброте своей забрал с собой. Он ухаживал за своей питомицей, как мать ухаживает за своим ребенком. Герасим назвал собаку Муму. Он очень сильно полюбил ее, а она ласкалась ко всем, но любила одного дворника.
Конечно, барыня даже не подозревала о существовании Муму. После одного неприятного случая она распорядилась, чтобы собачка больше не показывалась на дворе, слуга исполнил ее приказ и отнес ее на базар. В то время, когда Герасим не обнаружил в коморке и на дворе собаку, он очень сильно расстроился. Потом Муму вернулась к дворнику. Герасим стал очень осторожен, выгуливал собаку только по ночам и всячески старался скрыть ее от людских глаз. В конце концов про собаку все-таки узнали. От барыни последовал приказ убить щенка. Герасиму это было трудно сделать, но он решился.
На следующий день дворник пошел в харчевню, поел сам и накормил Муму. Он решил пойти к реке и утопить собаку. Конечно, Герасиму было очень жалко Муму, но он не мог не выполнить приказания барыни. После всего этого дворник Герасим возвратился в свою деревню и стал жить, как и прежде.
Мне очень нравится дворник Герасим, потому что он сильный, мужественный, старательный, трудолюбивый. Он любую работу стремится выполнить хорошо. Герасим добрый, старается защитить тех, кто слабее его. Он очень любит животных и с нежностью заботится о них. Вот за эти качества мне нравится Герасим из рассказа И. С . Тургенева «Муму».