"А добродетельный человек все-таки не взят в герои. И можно даже сказать, почему не взят. Потому что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что праздно вращается на устах слово «добродетельный человек»; потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека до того, что теперь нет на нем и тени добродетели, а остались только ребра да кожа вместо тела; потому что лицемерно призывают добродетельного человека; потому что не уважают добродетельного человека. Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!"
Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя по праву считается главным произведением автора, завершающим его творчество. Писатель работал над ним много лет, имея в качестве примера «Божественную комедию» Данте. Его задумкой было написать о трех мирах бытия героев поэмы и России вообще – аде, чистилище и рае. Но с годами замысел менялся, а поэтому менялась и идея с названием. Но при любых вариантах всегда неизменным оставалось словосочетание «мертвые души», в которое Гоголь вкладывал глубокий смысл, так как оно являлось очень важным для понимания всего произведения.
Но почему же именно такое название выбрал для своего сочинения автор? Первая причина – потому что оно связано с самим сюжетов рассказа: Деловой человек и в то же время мошенник Чичиков, посещая разные места России, скупает мертвые ревизские души. Делает это он с целью провернуть большую мошенническую операцию – заложить купленных умерших крестьян в опекунский совет как живых и в результате получить за это немалую сумму денег.
Герой берется за дело с большой ответственностью. В поисках этих самых мертвых душ он посещает деревни русских помещиков. Описывая их хозяев, автор дает понять читателю, что это и есть в действительности «мертвые души». Чего стоит только любезнейший и воспитанный Манилов, который только и делает, что мечтает и занимается пустыми рассуждениями. Такая же мертва и пуста душа помещицы Коробочки, а еще Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и многих других. Все они давно уже не живут духовной жизнью, их души умерли либо находятся на полпути к этому. Писатель подчеркивает, что духовная жизнь всех вышеперечисленных героев заменяется чревоугодием, а все остальное их попросту не интересует. Интересно также то, что даже некоторые крепостные, служа у своих бездушных господ, тоже начинают терять себя и свои души.
(11 глава)
Но почему же именно такое название выбрал для своего сочинения автор? Первая причина – потому что оно связано с самим сюжетов рассказа: Деловой человек и в то же время мошенник Чичиков, посещая разные места России, скупает мертвые ревизские души. Делает это он с целью провернуть большую мошенническую операцию – заложить купленных умерших крестьян в опекунский совет как живых и в результате получить за это немалую сумму денег.
Герой берется за дело с большой ответственностью. В поисках этих самых мертвых душ он посещает деревни русских помещиков. Описывая их хозяев, автор дает понять читателю, что это и есть в действительности «мертвые души». Чего стоит только любезнейший и воспитанный Манилов, который только и делает, что мечтает и занимается пустыми рассуждениями. Такая же мертва и пуста душа помещицы Коробочки, а еще Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и многих других. Все они давно уже не живут духовной жизнью, их души умерли либо находятся на полпути к этому. Писатель подчеркивает, что духовная жизнь всех вышеперечисленных героев заменяется чревоугодием, а все остальное их попросту не интересует. Интересно также то, что даже некоторые крепостные, служа у своих бездушных господ, тоже начинают терять себя и свои души.