главный герой – богатый ростовщик, который считает, что при денег можно людьми. он находил клиентов в крайней нужде и давал им деньги под огромный процент. таким образом герой накопил целое состояние. однако гобсек продолжал жить скромно, каждую копейку. ним овладела безумная страсть к накоплению, и вместе с ней появилась подозрительность к людям. гобсек притворялся бедным стариком, чтобы никто не ограбил его. однажды он стал заложником сразу двух своих страстей. герой выронил золотую монетку, но не признал, что она принадлежит ему. несмотря на жадность к деньгам, он не смог раскрыть себя другим жильцам дома.
образ гобсека не однозначный. в нем словно уживаются скряга и философ. он не просто берет с клиентов проценты, а наслаждается моментами слабости жалких людей, которые к нему в зависимость. гобсек создает собственную теорию безграничной власти золота над разумом человека. он уверен, что тот, кто владеет золотом – владеет миром. и все же, гобсек – не злонравная личность, потому что умеет видеть не только плохие, но и хорошие качества в других. старик ловко подмечает детали в поведении и даже движениях своих клиентов, знает, когда они боятся, пытаются отстрочить выплату денег. но гобсек не умолим, и все векселя собирает без просрочки, самостоятельно бегая «на своих тонких ножках» по домам своих должников.
однако этот «человек-автомат» знает, что такое дружба, хоть и понимает ее в меру своих убеждений. когда дервиль, единственный компаньон ростовщика, просит занять ему денег, тот отказывает, объясняя тем, что деньги губят дружбу: должник чувствует себя обязанным, а кредитор ждет свой процент. зная себя, гобсек не хочет иметь «золотую» власть над другом. человечность гобсека проявляется и в его отношении к швее фанни мальво. он восхищается благородностью бедной девушки.
гобсек – хороший аналитик, хотя его выводы и предвзяты. наблюдая за людьми, он понимает, что единственный постоянный двигатель в мире – это золото. одно оно, по его мнению, неизменно – а значит, чтобы добиться власти, нужно владеть золотом.
зачем гобсеку неограниченная власть над другими? ответ скрывается в пережитых событиях в молодости. тогда герой был совсем другим, не циничным реалистом, а отчаянным романтиком. но предательство и несчастная любовь сделали его сердце черствым. теперь понятно, почему единственным другом, который не предаст, он называл деньги.
оноре де показывает в образе главного героя то, как культ золота калечит души людей. ведь гобсек имел большую внутреннюю силу, но выбрал путь бездушной машины по стяжательству денег, превратившись из человека-философа в полуавтомат.
Потому что гоголь анализирует природу взяточничества и психологии взяточников: брать взятки мужчин, в частности, подстрекают жены, которые, ссылаясь на чужое благосостояние, подстрекают их к этому. в конце первого тома гоголь предлагает читателю задаться вопросом “а нет ли и во мне какой-нибудь части чичикова? ” и, если предположить, что есть, то можно и в следующие 170 лет не рассчитывать на то, что что-то изменится… поэма не утратила своей актуальности и поныне. это не относится к помещикам, их образу жизни и времяпрепровождению: таких помещиков больше нет. но есть суды, таможенная служба, милиция. эти государственные органы какими были в xix веке, такие они и в xxi.
главный герой – богатый ростовщик, который считает, что при денег можно людьми. он находил клиентов в крайней нужде и давал им деньги под огромный процент. таким образом герой накопил целое состояние. однако гобсек продолжал жить скромно, каждую копейку. ним овладела безумная страсть к накоплению, и вместе с ней появилась подозрительность к людям. гобсек притворялся бедным стариком, чтобы никто не ограбил его. однажды он стал заложником сразу двух своих страстей. герой выронил золотую монетку, но не признал, что она принадлежит ему. несмотря на жадность к деньгам, он не смог раскрыть себя другим жильцам дома.
образ гобсека не однозначный. в нем словно уживаются скряга и философ. он не просто берет с клиентов проценты, а наслаждается моментами слабости жалких людей, которые к нему в зависимость. гобсек создает собственную теорию безграничной власти золота над разумом человека. он уверен, что тот, кто владеет золотом – владеет миром. и все же, гобсек – не злонравная личность, потому что умеет видеть не только плохие, но и хорошие качества в других. старик ловко подмечает детали в поведении и даже движениях своих клиентов, знает, когда они боятся, пытаются отстрочить выплату денег. но гобсек не умолим, и все векселя собирает без просрочки, самостоятельно бегая «на своих тонких ножках» по домам своих должников.
однако этот «человек-автомат» знает, что такое дружба, хоть и понимает ее в меру своих убеждений. когда дервиль, единственный компаньон ростовщика, просит занять ему денег, тот отказывает, объясняя тем, что деньги губят дружбу: должник чувствует себя обязанным, а кредитор ждет свой процент. зная себя, гобсек не хочет иметь «золотую» власть над другом. человечность гобсека проявляется и в его отношении к швее фанни мальво. он восхищается благородностью бедной девушки.
гобсек – хороший аналитик, хотя его выводы и предвзяты. наблюдая за людьми, он понимает, что единственный постоянный двигатель в мире – это золото. одно оно, по его мнению, неизменно – а значит, чтобы добиться власти, нужно владеть золотом.
зачем гобсеку неограниченная власть над другими? ответ скрывается в пережитых событиях в молодости. тогда герой был совсем другим, не циничным реалистом, а отчаянным романтиком. но предательство и несчастная любовь сделали его сердце черствым. теперь понятно, почему единственным другом, который не предаст, он называл деньги.
оноре де показывает в образе главного героя то, как культ золота калечит души людей. ведь гобсек имел большую внутреннюю силу, но выбрал путь бездушной машины по стяжательству денег, превратившись из человека-философа в полуавтомат.