Перед вами текст стихотворения А.С. Пушкина «Анчар». Выпишите все слова старославянского происхождения, обозначьте черты старославянизмов
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Центральной темой картины без сомнения является ожидание скорого прихода весны. Удивительно само название картины - "Мартовское солнце". При внимательном рассмотрении, как такового, солнца на полотне нет. Но всё, что охватил взгляд художника и перенёс на холст, буквально пронизано ярким мартовским солнечным светом: будь то, подставившие ему свои деревянные бока, крестьянские дома, или деревья, тянущиеся своими тяжёлыми узловатыми ветвями к льющемуся с пронзительной небесной выси свету, или игра светотеней на снегу. Обычно в такое время года солнце ещё не греет, но уже ощущается совсем скорое вступление весны в свои права.
Одной из важных частей картины являются едущие неспешно по просёлочной дороге всадники на лошадях - деревенские ребятишки. Позади поотстал молодой жеребец и рядом, словно, заигрывая, пританцовывает дворовая собачка, одаривая его задорным лаем. Всё это вместе рождает удивительное состояние умиротворения и покоя.
Мастерское использование художником ярких сочетаний красок - от голубого и сиреневого до золотого с розовым, делает картину светлой, воздушной и наполненной жизненной энергией. Действительно, глядя на неё, понимаешь, скоро, совсем уже скоро, потекут речьи, защебечут птицы, оживут деревья и придёт наконец-то долгожданная весна, пробуждая всё к жизни, к воскресению.