«Пирамидалық талқылау» әдісі бойынша Төлен Әбдіковтің
өмірі мен шығармашылығына сүйеніп, автор бейнесін ашуға тырысыңдар.
Қадамдары: 1. Негізгі кейіпкер кім, көтерілген мәселе қандай? Бір сөз не сөз
тіркесі 2. Тақырыпты ашу (кейіпкердің жасы, мінезі, сапасы, сырт тұлғасы).
Екі сөз не сөз тіркесі. 3. Оқиға орны (қоғамдық ортасы, оқиғалар қайда
өтеді?) 4. Бірінші оқиға (көтерілген мәселелер) 5. Екінші оқиға (қоршаған
ортаның кейіпкерге ықпалы) 6. Үшінші оқиға (мәселені шешу үшін жасалған
әрекеттер) 7. Шешімі. Cегіз сөз не сөз тіркесі.
Средства выразительности:
-метафоры (благоуханье простоты; порхают звуки);
-олицетворения (цветок - дитя; сонные липы);
-эпитеты (гаснущие звуки; вечерний воздух; приветливая келья).
Суть:
Автор тянется из шумной праздности в простую тихую обстановку, к той девушке, которая всегда рада его видеть. Ее жест (пожимание рук) и смущение показывает некую поддержку, он пленяет и очаровывает. Погода тихая и безветренная. Все на стороне любви. То, что автора несет туда во сне - это порыв души, желание оказаться там, значит скорее всего что-то в его повседневной жизни мешает это сделать.
Эту книжку радостно встретил Иннокентий Анненский (“…мой закат холодно дымный / С отрадой смотрит на зарю”). Брюсов, чьё влияние на начинающего поэта было несомненно, хотя и отметил в своей рецензии “перепевы и подражания, далеко не всегда удачные”, написал автору ободряющее письмо.
Мелодия стихотворения сродни спокойствию и грациозности жирафа. Звуки неестественно протяжны, мелодичны, дополняют сказочное описание, придают повествованию оттенок волшебства. В ритмическом плане Гумилёв использует пятистопный амфибрахий, рифмуя строки при мужской рифмы (с ударением на последнем слоге) . Это в сочетании со звонкими согласными позволяет автору более красочно описать изысканный мир африканской сказки.