Левша Николая Лескова - удивительный персонаж, очень яркий и впечатляющий образ и характер. Левша - молодой тульский мастер-оружейник, необразованный, не знающий даже арифметики, но при этом невероятно талантливый, смекалистый и умелый. О внешности левши в тексте сказа есть буквально несколько строчек: «один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» (гл.6). Лесков о внешнем в левше только и пишет, что про эти волосы, за которые его вечно дерут, и собственно про то, что мастер-оружейник - левша (левой рукой крестится, и все левой рукой делает). Левша предан своей работе, и мастерством своим не гордится, не кичится, а думает только, как сработать еще лучше. Он - человек очень верующий, но и веру его Лесков не указывает личным качеством, жизнь с сильной православной верой в левше показана как общая народная русская черта - например, перед тем как подковывать блоху, левша с двумя другими мастерами сначала сходили в Мценск в иконе св.Николая, а потом уже сели за работу. Левша прямолинеен, и даже с государем разговаривал прямо и честно; необразованность нельзя считать объяснением этой прямоты, ведь хитрым и подобострастным можно быть и без воспитания и образования. Левша верен России, своей семье (англичанам он говорит, что не останется в Англии, что дома у него родители есть), русскому укладу жизни, и искренне верит, что жизненное устройство в России - самое лучшее, и ему привычное, и менять его он никак не согласен. На предложение жениться на англичанке левша прямо говорит, что не женится, так как не понимает англичанок, и знакомиться и понимать не будет, так как жениться не намерен и обманывать девушек не станет. Поражает верность левши своему делу и его стремление в своем деле прославлять родину и ей. Он был просто одержим необходимостью передать государю, что ружья нельзя чистить битым кирпичом, и как мастер понимал невероятную важность этого сообщения. При этом левша очень скромен, дерганья за волосы он принимает спокойно, даже когда их не заслужил, удивительным мастерством своим не кичится и не акцентирует его, а похвалу за работу над блохой делит на всех мастеров.
Ветер бьёт по вершинам деревьев, лес «глухо» гудит, шум леса сравнивается с «похоронной песней». На фоне мрачной, страшной картины возникает яркий образ Данко. Именно он будет именно он поведёт людей из болот и мёртвого леса. Старуха Изергиль, рассказывая историю, так характеризует романтического героя: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелые». Соплеменники верят Данко и идут за ним: они «увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Но долго идти за ним люди не могут. Усталые и измождённые, они начинают винить во всех бедах Данко и готовы убить его. Но он «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». Для людей требовалось чудо, и герой это чудо совершил! Так наступает кульминационный момент в развитии действия. Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь людям. Сердце героя изображается М. Горьким с разных средств выразительности. Особую эмоциональность придаёт градация («Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»), повторы («пылало», «ярко», «солнце», «освещенный»). Своеобразный перифраз - «факел великой любви к людям» - символизирует жертвенную любовь к ближним, благородство и смелость героя. Данко погибает. Напрасна ли его смерть? Нет, смерть героя вовсе не напрасна! Он целое племя от гибели. И хотя люди оказались неблагодарными, желание Данко пожертвовать собой ради счастья своего народа – это уже подвиг. Не каждый на смелый, самоотверженный поступок. Но самое главное, чтобы в нашей жизни были такие герои – отважные, добрые, любящие людей. Образ Данко интересен нам, современным людям. Герои, жертвующие собой ради людей, безусловно, заслуживают уважения. Подвиг Данко напоминает подвиг мифического Прометея, который похитил огонь для людей и сам же понёс за это страшное наказание. Каким должен быть настоящий человек? Всегда ли окружающие нас люди достойны поддержки? Нуждаются ли они в благородных, мужественных Над этими и другими во о сути Человека, о его предназначении в этом мире заставляет задуматься прочитанная мною легенда о Данко и в целом весь рассказ. Данко сдержал слово, он людей, но племя забыло о своём люди «не заметили смерти и не увидели, что ещё пылает смелое сердце народного героя. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
Левша предан своей работе, и мастерством своим не гордится, не кичится, а думает только, как сработать еще лучше. Он - человек очень верующий, но и веру его Лесков не указывает личным качеством, жизнь с сильной православной верой в левше показана как общая народная русская черта - например, перед тем как подковывать блоху, левша с двумя другими мастерами сначала сходили в Мценск в иконе св.Николая, а потом уже сели за работу.
Левша прямолинеен, и даже с государем разговаривал прямо и честно; необразованность нельзя считать объяснением этой прямоты, ведь хитрым и подобострастным можно быть и без воспитания и образования.
Левша верен России, своей семье (англичанам он говорит, что не останется в Англии, что дома у него родители есть), русскому укладу жизни, и искренне верит, что жизненное устройство в России - самое лучшее, и ему привычное, и менять его он никак не согласен. На предложение жениться на англичанке левша прямо говорит, что не женится, так как не понимает англичанок, и знакомиться и понимать не будет, так как жениться не намерен и обманывать девушек не станет.
Поражает верность левши своему делу и его стремление в своем деле прославлять родину и ей. Он был просто одержим необходимостью передать государю, что ружья нельзя чистить битым кирпичом, и как мастер понимал невероятную важность этого сообщения.
При этом левша очень скромен, дерганья за волосы он принимает спокойно, даже когда их не заслужил, удивительным мастерством своим не кичится и не акцентирует его, а похвалу за работу над блохой делит на всех мастеров.
Соплеменники верят Данко и идут за ним: они «увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Но долго идти за ним люди не могут. Усталые и измождённые, они начинают винить во всех бедах Данко и готовы убить его. Но он «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».
Для людей требовалось чудо, и герой это чудо совершил! Так наступает кульминационный момент в развитии действия. Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь людям. Сердце героя изображается М. Горьким с разных средств выразительности. Особую эмоциональность придаёт градация («Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»), повторы («пылало», «ярко», «солнце», «освещенный»). Своеобразный перифраз - «факел великой любви к людям» - символизирует жертвенную любовь к ближним, благородство и смелость героя.
Данко погибает. Напрасна ли его смерть? Нет, смерть героя вовсе не напрасна! Он целое племя от гибели. И хотя люди оказались неблагодарными, желание Данко пожертвовать собой ради счастья своего народа – это уже подвиг. Не каждый на смелый, самоотверженный поступок. Но самое главное, чтобы в нашей жизни были такие герои – отважные, добрые, любящие людей.
Образ Данко интересен нам, современным людям. Герои, жертвующие собой ради людей, безусловно, заслуживают уважения. Подвиг Данко напоминает подвиг мифического Прометея, который похитил огонь для людей и сам же понёс за это страшное наказание.
Каким должен быть настоящий человек? Всегда ли окружающие нас люди достойны поддержки? Нуждаются ли они в благородных, мужественных Над этими и другими во о сути Человека, о его предназначении в этом мире заставляет задуматься прочитанная мною легенда о Данко и в целом весь рассказ.
Данко сдержал слово, он людей, но племя забыло о своём люди «не заметили смерти и не увидели, что ещё пылает смелое сердце народного героя. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».