План анализа стихотворения (9 класс)
1 автор и название стихотворения.
2 создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3 эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия
(грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет…
4 общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская
лирика…).
5 тема, идея стихотворения.
6 образы стихотворения.
7 какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые»
слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов;
проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
1 эпитет - художественное определение;
2 сравнение – сопоставление предметов и явлений;
3 аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и
предметы;
4 ирония - скрытая насмешка;
5 гипербола - художественное преувеличение;
6 литота - художественное преуменьшение;
7 олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
8 метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
9 перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце
поэзии = а.с. пушкин);
10 паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
стилистические фигуры:
1 повторы (рефрен);
2 риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
3 антитеза (противопоставление);
4 градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
5 инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
6 умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не
полностью, читатель додумывает ее сам.
поэтическая фонетика:
1 - повторение одинаковых согласных;
2 ассонанс - повторение гласных;
3 анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
4 эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
8 стихотворный размер:
а) двусложные размеры:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;
б). трехсложные размеры:
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
в). верлибр (свободный или белый стих)
9 рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10 образ лирического героя, авторское "я".
11 цветопись.
12 ваши впечатления о стихотворении.
при анализе важны выделенные цифры плана. стихотворение а.с.пушкина "анчар"
Подросток постоянно недоедал, очень тосковал по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он не жаловался и не плакал. Чувство стыда и долга остановило героя уехать назад в деревню.
Трудности закаляют характер, поэтому сельский паренек часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, выдержка, решительность, независимость. Во время игры в «чику» он выигрывает деньги, что-бы выжить.Ребята избили мальчика, потому что он играл лучше их и не хотел унижаться.
Герой рассказа вызывает у меня симпатию. Это умный, честный, справедливый мальчик, с добрым сердцем, любящий свою семью