ИмяДолжность / рольХарактеристикаИван Александрович Хлестаков "Ревизор" /чиновник из Петербурга Глуповатый молодой человек 23 лет, служит в Петербурге мелким чиновником. Однажды он заезжает в город N, где его принимают за ревизора. Под видом ревизора он одалживает у чиновников деньги, сватается к дочери городничего и уезжает из города, оставив всех в дураках.ОсипСлуга ХлестаковаПожилой крепостной крестьянин, слуга Хлестакова. Осип хитер и умен. Старый Осип умнее своего молодого хозяина Хлестакова.Антон Антонович Сквозник-ДмухановскийГородничий Городничий - мужчина средних лет. Он уже 30 лет служит чиновником. Городничий - хитрец и мошенник. Он берет взятки, нарушает закон и старается везде извлечь выгоду. Анна Андреевна Жена городничегоЖена городничего женщина в возрасте около 40 лет, еще вполне привлекательная. Городничиха - глуповатая провинциальная кокетка, любопытная и нетерпеливая дама. Марья АнтоновнаДочь городничегоМарья - хорошенькая девушка 18 лет, наивная кокетка. Ей нравится Хлестаков, который отвечает ей взаимностью настолько, что даже просит ее руки и становится ее женихом. Сразу после Хлестаков навсегда уезжает из города.Лука Лукич Хлопов Смотритель училищХлопов - робкий, трусливый чиновник. Он не следит за порядком в учебных заведениях. От Хлопова все время пахнет луком.Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин СудьяСудья служит «тяп-ляп», то есть плохо выполняет свою работу. Уже 15 лет он работает судьей и даже получает награды за свою бездарную службу. Он любит охоту и берет взятки не деньгами, а борзыми щенками, к которым питает слабость.Артемий Филиппович Земляника Попечитель богоугодных заведенийЗемляника - проныра и плут, толстый, неповоротливый человек. Он не следит за порядком в больницах, которыми руководит.Иван Кузьмич Шпекин ПочтмейстерШпеков - начальник почты города N, простодушный человек. Его любимое занятие – читать чужие письма, которые он распечатывает у себя на службе. Как и все чиновники города, он плохо выполняет свою работу.Бобчинский и ДобчинскийГородские помещикиОба помещика носят одинаковое имя - Петр Иванович. Бобчинский и Добчинский - городские болтуны и сплетники. Оба низенькие мужчины в возрасте с брюшками. Христиан Иванович Гибнер Уездный лекарьГибнер - главный врач города N. Он приехал служить в Россию из-за границы. Вероятно, он - немец. Гибнер ни слова не знает по-русски, поэтому не в состоянии лечить больных.Степан Ильич Уховертов Частный приставУховертов руководит квартальными (полицейскими) города N. Он плохо выполняет свои обязанности. Его подчиненные пьянствуют и сами нарушают закон. Держиморда, Свистунов и Пуговицын Квартальные (полицейские)В обязанности полицейских входит поддерживать порядок в городе, но они сами любят выпить, избивают граждан и т.д.Унтер-офицерская вдова ИвановаЖительница города NПриходит жаловаться к Хлестакову на городничего за то,что полицейские высекли ее без причины. Она просит оштрафовать городничего за это беззаконие.Слесарша ПошлепкинаЖительница города NПожилая слесарша Пошлепкина приходит жаловаться к Хлестакову на городничего, который незаконно забрал ее мужа в солдаты.ТряпичкинЛитератор, друг Хлестакова Тряпичкин – друг Хлестакова, литератор из Петербурга. Он пишет статьи в газеты. Хлестаков посылает ему письмо с рассказом о чиновниках города N. Люлюков, Растаковский и Коробкин Отставные чиновникиЭто жители города N, чиновники в отставке. Они знакомы со всеми действующими чиновниками. Они играют малозначительную, эпизодическую роль в пьесе.Слуга Мишка Слуга городничегоМишка - крепостной крестьянин, слуга городничего. Мишка - мальчик «на побегушках» в доме городничего, проворный парень. Он играет эпизодическую роль в пьесе.
Новаторство «Ревизора» в том, что пьеса положила начало новому типу комедий -- комедии общественных нравов и характеров.
Новое социальное содержание пьесы требовало нового художественного воплощения, поэтому Гоголь уходит от существующих «комедии ошибок» и «комедии положений» и создает новый тип драмы.
В чём проявляется эта новизна? Если говорить о композиции произведения, то прежде всего - это смелость завязки.
Одна первая фраза о приезде ревизора вызывает всеобщее потрясение и рождает страх, который сближает всех и лишает здравого смысла.
Необычайно смелой завязке соответствует и финал пьесы.
Сначала почтмейстер приходит с известием, что чиновник, которого все принимали за ревизора, был не ревизор, а потом в момент разгара страстей появляется жандарм, который одной фразой производит ошеломляющее впечатление и развязывает действие.
Можно говорить о двойной развязке.
Рассматривая композицию, мы видим, что одна ситуация является началом и концом пьесы, завязкой и развязкой.
Но если в начале пьесы сообщение о ревизоре вызывает бурную деятельность и всеобщую сплочённость, то в конце известие почтмейстера сначала всех разобщает, а появление жандарма вновь сплачивает, но при этом лишает движения и приводит к окаменению.
Комедия совершает замкнутый круг.
Кроме новизны завязки и развязки интересна и новизна общего построения драматургического действия, которое последовательно, от начала до конца, вытекает из характеров.
Стремление Н. В. Гоголя к обобщению вылилось, по его же определению, в «сборный город всей тёмной стороны»
Это город последовательно иерархичный, структура его пирамидальна -- «гражданство -- купечество -- чиновники -- городские помещики -- городничий во главе» .
Вне города стоят только Хлестаков и Осип.
Выбор персонажей основан на стремлении максимально охватить стороны общественной жизни и управления (судопроизводство, просвещение, здравоохранение, почта, социальное обеспечение, полиция) . Конечно, структура города воспроизведена не совсем точно, но автору это и не было нужно
«Сборный город» является цельным сам по себе, и в то же время граница между ним и пространством за «стенами» города размыта, что тоже является новаторством
В «Ревизоре» ( в отличие от замкнутого пространства того же «Недоросля» ) возникает ощущение, что нормы такой жизни повсеместны.
Хлестаков. Это не традиционный образ плута, к которому привыкла драматургия, это новый тип, новое явление в литературе, ставшее впоследствии нарицательным именем.
Новаторство драматургических решений Гоголя заключалось, прежде всего, в том, что место идеала в конфликте «Ревизора» он оставил вакантным. Существовавшая в то время классическая тенденция противопоставления негативного позитивному была пересмотрена автором. Гоголь не просто меняет составные антитезы.
Предметом художественного осмысления становятся персонажи чиновников, обобщающие социальные типы и самим фактом своего существования разоблачающие бюрократическую систему. При этом гротеск является наиболее эффективной формой осуждения российской действительности того времени.
Городничий - мужчина средних лет. Он уже 30 лет служит чиновником. Городничий - хитрец и мошенник. Он берет взятки, нарушает закон и старается везде извлечь выгоду. Анна Андреевна Жена городничегоЖена городничего женщина в возрасте около 40 лет, еще вполне привлекательная. Городничиха - глуповатая провинциальная кокетка, любопытная и нетерпеливая дама. Марья АнтоновнаДочь городничегоМарья - хорошенькая девушка 18 лет, наивная кокетка. Ей нравится Хлестаков, который отвечает ей взаимностью настолько, что даже просит ее руки и становится ее женихом. Сразу после Хлестаков навсегда уезжает из города.Лука Лукич Хлопов
Смотритель училищХлопов - робкий, трусливый чиновник. Он не следит за порядком в учебных заведениях. От Хлопова все время пахнет луком.Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
СудьяСудья служит «тяп-ляп», то есть плохо выполняет свою работу. Уже 15 лет он работает судьей и даже получает награды за свою бездарную службу. Он любит охоту и берет взятки не деньгами, а борзыми щенками, к которым питает слабость.Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведенийЗемляника - проныра и плут, толстый, неповоротливый человек. Он не следит за порядком в больницах, которыми руководит.Иван Кузьмич Шпекин
ПочтмейстерШпеков - начальник почты города N, простодушный человек. Его любимое занятие – читать чужие письма, которые он распечатывает у себя на службе. Как и все чиновники города, он плохо выполняет свою работу.Бобчинский и ДобчинскийГородские помещикиОба помещика носят одинаковое имя - Петр Иванович. Бобчинский и Добчинский - городские болтуны и сплетники. Оба низенькие мужчины в возрасте с брюшками. Христиан Иванович Гибнер
Уездный лекарьГибнер - главный врач города N. Он приехал служить в Россию из-за границы. Вероятно, он - немец. Гибнер ни слова не знает по-русски, поэтому не в состоянии лечить больных.Степан Ильич Уховертов
Частный приставУховертов руководит квартальными (полицейскими) города N. Он плохо выполняет свои обязанности. Его подчиненные пьянствуют и сами нарушают закон. Держиморда, Свистунов и Пуговицын
Квартальные (полицейские)В обязанности полицейских входит поддерживать порядок в городе, но они сами любят выпить, избивают граждан и т.д.Унтер-офицерская вдова ИвановаЖительница города NПриходит жаловаться к Хлестакову на городничего за то,что полицейские высекли ее без причины. Она просит оштрафовать городничего за это беззаконие.Слесарша ПошлепкинаЖительница города NПожилая слесарша Пошлепкина приходит жаловаться к Хлестакову на городничего, который незаконно забрал ее мужа в солдаты.ТряпичкинЛитератор, друг Хлестакова Тряпичкин – друг Хлестакова, литератор из Петербурга. Он пишет статьи в газеты. Хлестаков посылает ему письмо с рассказом о чиновниках города N. Люлюков, Растаковский и Коробкин Отставные чиновникиЭто жители города N, чиновники в отставке. Они знакомы со всеми действующими чиновниками. Они играют малозначительную, эпизодическую роль в пьесе.Слуга Мишка Слуга городничегоМишка - крепостной крестьянин, слуга городничего. Мишка - мальчик «на побегушках» в доме городничего, проворный парень. Он играет эпизодическую роль в пьесе.
Новое социальное содержание пьесы требовало
нового художественного воплощения,
поэтому Гоголь уходит от существующих «комедии ошибок»
и «комедии положений» и создает новый тип драмы.
В чём проявляется эта новизна?
Если говорить о композиции произведения,
то прежде всего - это смелость завязки.
Одна первая фраза о приезде ревизора вызывает всеобщее
потрясение и рождает страх, который сближает всех и лишает здравого смысла.
Необычайно смелой завязке соответствует и финал пьесы.
Сначала почтмейстер приходит с известием, что чиновник,
которого все принимали за ревизора, был не ревизор,
а потом в момент разгара страстей появляется жандарм,
который одной фразой производит ошеломляющее впечатление
и развязывает действие.
Можно говорить о двойной развязке.
Рассматривая композицию, мы видим, что одна ситуация является
началом и концом пьесы, завязкой и развязкой.
Но если в начале пьесы сообщение о ревизоре вызывает бурную деятельность
и всеобщую сплочённость, то в конце известие почтмейстера сначала всех разобщает,
а появление жандарма вновь сплачивает, но при этом лишает движения
и приводит к окаменению.
Комедия совершает замкнутый круг.
Кроме новизны завязки и развязки интересна и новизна общего построения драматургического действия, которое последовательно, от начала до конца, вытекает из характеров.
Стремление Н. В. Гоголя к обобщению вылилось, по его же определению,
в «сборный город всей тёмной стороны»
Это город последовательно иерархичный, структура его пирамидальна -- «гражданство -- купечество -- чиновники -- городские помещики -- городничий во главе» .
Вне города стоят только Хлестаков и Осип.
Выбор персонажей основан на стремлении максимально охватить стороны общественной жизни и управления (судопроизводство, просвещение, здравоохранение, почта, социальное обеспечение, полиция) . Конечно, структура города воспроизведена не совсем точно, но автору это и не было нужно
«Сборный город» является цельным сам по себе, и в то же время граница между ним и пространством за «стенами» города размыта, что тоже является новаторством
В «Ревизоре» ( в отличие от замкнутого пространства того же «Недоросля» ) возникает ощущение, что нормы такой жизни повсеместны.
Хлестаков.
Это не традиционный образ плута, к которому привыкла драматургия, это новый тип, новое явление в литературе, ставшее впоследствии нарицательным именем.
Новаторство драматургических решений Гоголя заключалось, прежде всего, в том, что место идеала в конфликте «Ревизора» он оставил вакантным. Существовавшая в то время классическая тенденция противопоставления негативного позитивному была пересмотрена автором. Гоголь не просто меняет составные антитезы.
Предметом художественного осмысления становятся персонажи чиновников, обобщающие социальные типы и самим фактом своего существования разоблачающие бюрократическую систему. При этом гротеск является наиболее эффективной формой осуждения российской действительности того времени.
здесь ещё материал по теме