Чичиков тем временем ехал по столбовой дороге, надеясь на то, что вскорости Селифан привезет его в имение Собакевича. Селифан же был нетрезв и, поэтому, не следил за дорогой. С неба закапали первые капли, а вскоре зарядил настоящий долгий проливной дождь. Бричка Чичикова окончательно сбилась с пути, стемнело, и уже неясно было, что делать, как послышался собачий лай. Вскоре Селифан уже стучал в ворота дома некой помещицы, которая пустила их переночевать.Важную роль в понимании образа помещицы играет описание поместья и убранства комнат в доме. Это один из приемов характеристики персонажа, которым Гоголь пользуется в «Мертвых душах»: образ всех помещиков складывается из одинакового набора описаний и художественных деталей – поместье, комнаты, детали интерьера или значимые предметы, непременное застолье (в той или иной форме – от полного обеда, как у Собакевича, до предложения Плюшкиным куличика и винца), манеры и поведение хозяина во время деловых переговоров и после них, отношение к необычной сделке и т. д.
Поместье Коробочки отличается крепостью и довольством, сразу видно, что она хорошая хозяйка. Двор, на который выходят окна комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней тварью»; далее видны огороды с «хозяйственным овощем»; фруктовые деревья накрыты сетями от птиц, видны и чучела на шестах – «на одном из них надет был чепец самой хозяйки». Крестьянские избы тоже показывают достаток их обитателей. Словом, хозяйство Коробочки явно процветает и приносит достаточную прибыль. Да и сама деревенька не маленькая – восемьдесят душ. Авторская характеристика, которая следует за портретом хозяйки, с одной стороны подчеркивает типичность персонажа, с другой – дает исчерпывающее описание: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи (именно словами о неурожае и плохих временах начинается деловой разговор Коробочки и Чичикова), убытки и держать голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые [3] мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа [4], имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами [5] или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка …». Именно такова и Коробочка, поэтому Чичиков сразу же не особенно церемонится и переходит к делу
Аркадий познакомился и сблизился с Базаровым в университете.
Молодому, еще не определившемуся в своих убеждениях
человеку понравились свободолюбивые мысли нигилиста,
его смелые речи и то спокойствие и невозмутимое хладнокровие,
с которым предлагал Базаров разрушить все созданное веками
и поколениями. Аркадий поддался обаянию этой сильной
и независимой личности и, как и его кумир, решил посвятить
себя революции.
Аркадий Кирсанов выдает себя за последователя Базарова,
но он только подражает ему, не имея своего мнения,
только повторяет мысли Базарова, которые ему на
самом деле чужды.
В действительности молодому человеку ближе взгляды
отца и дяди.
Раскол в отношениях приятелей намечается
ещё в Марьине, в доме Аркадия.
Молодой человек не соглашается с мнением Базарова,
что Николай Петрович - "человек отставной" и
"его песенка спета". Аркадий не "выбросить"
человека на свалку, даже если его взгляды устарели.
Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей
можно считать момент, когда Базаров высказывается по
поводу приезда Ситникова:" Мне нужны подобные олухи...
не богам же, в самом деле, горшки обжигать..."
Перед Аркадием "открылась на миг вся бездонная пропасть
базаровского самолюбия".
Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему
относится, однако по старой привычке еще старается
сохранить с Базаровым приятельские отношения.
Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к
приятелю, хотя "двадцать пять верст показались за целых
пятьдесят".
Крупное разногласие возникло между Базаровым и Аркадием
в разговоре о роли природы в жизни человека.
"Природа — не храм, а мастерская",-говорит Базаров.
Уже здесь видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова,
постепенно "ученик" выходит из-под власти "учителя".
Кульминационной точкой развития конфликта между
героями является спор в стоге сена (XXI глава) .
"Ты нежная душа, размазня"-говорит Базаров, понимая,
что их пути с Аркадием расходятся.
"Ты славный малый, но ты все-таки мякенький,
либеральный барич -говорит Базаров, понимая, что
Аркадий уже не может быть его сподвижником.
В самом деле, разве может быть "мяконький,
либеральный бариҹ" другом целеустремленного,
убежденного в своей силе Базарова?
Их отношения основаны на том, ҹто Аркадий увлёкся
модным в то время нигилизмом, а Базаров являлся,
несомненно, оҹень ярким его представителем.
Аркадий, приехавший в родные места нигилистом и
уҹеником Базарова, превращается в обыкновенного
помещика.
Поместье Коробочки отличается крепостью и довольством, сразу видно, что она хорошая хозяйка. Двор, на который выходят окна комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней тварью»; далее видны огороды с «хозяйственным овощем»; фруктовые деревья накрыты сетями от птиц, видны и чучела на шестах – «на одном из них надет был чепец самой хозяйки». Крестьянские избы тоже показывают достаток их обитателей. Словом, хозяйство Коробочки явно процветает и приносит достаточную прибыль. Да и сама деревенька не маленькая – восемьдесят душ.
Авторская характеристика, которая следует за портретом хозяйки, с одной стороны подчеркивает типичность персонажа, с другой – дает исчерпывающее описание: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи (именно словами о неурожае и плохих временах начинается деловой разговор Коробочки и Чичикова), убытки и держать голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые [3] мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа [4], имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами [5] или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка …». Именно такова и Коробочка, поэтому Чичиков сразу же не особенно церемонится и переходит к делу