Двадцатилетний лейтенант Сергей Климов из «Седого тополя»
может бросить в лицо старому полковнику, такому же военнопленному, как и он, чудовищные слова, исполненные горечи, злобы и
тоски, когда тот пошатнет в нем высокие представления о человеке.
Но он же, сам умирающий от голода, отдаст последний кусочек хлеба своему ослабевшему соседу и, до конца не желая примириться с
пленом, организует коллективный побег.
Этим рассказ и заканчивается: Сергей Климов вместе с другими
военнопленными бежит с поезда, увозящего их на работу в Германию.
Писатель верил в силу жизни и возможности человеческого духа. Поэтому в рассказе старый, полузасохший, искалеченный тополь
не умирает, весной он «лопнул сухой древесиной в том месте, где
его кору объели пленные, и в расщелину выперла и взбухла бледнозеленая новая кора». И это ожившее дерево вдруг заставило Климова
поверить в то, что он не умрет: «Он не знал, что случится с ним и
что он сделает, но вера крепла...»
Позже герой К. Воробьева повзрослеет и наберется опыта.
Внешне он останется таким же: «полудоходяга», на котором вместо
гимнастерки – мешок с дырками для головы, и рук, но он уже не будет, как Сергей Климов вначале, ждать, что кто-то придет и освободит узников, скажет, как надо действовать, а сам станет опорой для
тех, кто пал духом и разуверился. К. Воробьев расскажет о таком человеке в повести «Почем в Ракитном радости», во вставной новелле,
которую читает наизусть своему дяде писатель Константин Останков.
Эта новелла – о Светлоголовом, военнопленном, который личным поведением показывал пример остальным, напоминая о чести и
достоинстве. Светлоголовый мог крикнуть умирающему:
«Послушайте, бывший командир! Ведите себя прилично!», и ему
подчинялись, потому что чувствовали в нем сильного и волевого человека.
Новелла о Светлоголовом в определенной мере повторяет рассказ «Седой тополь», только герой здесь какое-то время словно бы
раздваивается: на Светлоголового и того молодого лейтена родственные – и по накалу чувств, и по биению сердца, понятно сразу. Оттого и выделил его Светлоголовый среди остальных, поставив
позади колонны «подбадривать» отстающих. Он так и сказал
«подбадривать», хотя был лейтенант самым младшим чином среди
пленных командиров и потому думал, что ему нельзя учить достоинству тех, кто «больше» его.
Идея произведения зародилась у автора, когда он увидел в витрине магазина кораблик с белыми парусами. Грин в своей истории изменил их цвет на алый – символ радости. На создание сочинения ушло четыре года, отдельной книгой издано в 1923 году. Прообразом Ассоли считается жена Грина Нина.
Жанр произведения – повесть-феерия из-за значительного объёма и необычных персонажей, деталей, ситуаций. Сказка в нём переплетается с реальностью. Направление – неоромантизм (главные герои не такие, как все); символизм (алые паруса).
Суть. «Алые паруса» – это история о людях, непохожих на других своим удивительным внутренним миром. Жители рыбацкого посёлка недолюбливают отца Ассоли - Лонгрена, считая его виновным в смерти трактирщика Меннерса. Его дочь они считают ненормальной за её богатое воображение и мечту о корабле с алыми парусами; издеваются и смеются над ней. Вопреки неверию местных жителей, однажды грёзы девушки воплощаются в реальность.
Герои
Главная героиня – Ассоль, которая с самого раннего детства растёт без матери в бедной обстановке. Чтобы заработать на жизнь, она с юных лет отцу изготавливать игрушки, которые они затем продают. Ассоль отличается от местных жителей красивой внешностью, а так же богатым духовным миром, непонятным для обывателей. У неё нет подруг, дети не принимают её в свою компанию, унижают и оскорбляют. Сказочник Эгль дарит Ассоль мечту о принце на корабле с алыми парусами, который приедет за ней, когда она станет взрослой. С этого времени она ждёт его, не обращая внимания на насмешки недоброжелателей.
Отец Ассоли – рыбак, который вынужден был оставить работу из-за смерти жены, чтобы в одиночку воспитывать маленькую дочку.
Эгль – добрый сказочник, который подарил Ассоль мечту.
Отец и сын Меннерсы – владельцы трактира. Это подлые, лживые и завистливые люди, которые сломали жизнь Лонгрена и его семьи.
Угольщик – единственный человек в посёлке, который понимает Ассоль и относится к ней с симпатией.
Артур Грей – капитан корабля с алыми парусами. Мальчик родился в обеспеченной семье. Однажды у него появляется мечта о странствиях по морю. Подростком он сбегает из дома, чтобы стать юнгой на корабле. Преодолев все трудности и набравшись опыта, он становится капитаном корабля. Однажды, случайно увидев спящую девушку на берегу моря, Грэй находит в её облике что-то своё, родное. От местных жителей он узнаёт о мечтательной натуре Ассоли и решает воплотить её грёзы в жизнь. Добрый, отважный и благородный юноша делает Ассоль счастливой.
Главные темы – исключительные люди; воплощение мечты в реальность.
Проблема. Социальные проблемы общества – зло, зависть, месть. Автор призывает людей быть добрее к окружающим, быть более чуткими.
Смысл. Нужно верить в свою мечту, стремиться к ней и воплощать её в жизнь самому.
Двадцатилетний лейтенант Сергей Климов из «Седого тополя»
может бросить в лицо старому полковнику, такому же военнопленному, как и он, чудовищные слова, исполненные горечи, злобы и
тоски, когда тот пошатнет в нем высокие представления о человеке.
Но он же, сам умирающий от голода, отдаст последний кусочек хлеба своему ослабевшему соседу и, до конца не желая примириться с
пленом, организует коллективный побег.
Этим рассказ и заканчивается: Сергей Климов вместе с другими
военнопленными бежит с поезда, увозящего их на работу в Германию.
Писатель верил в силу жизни и возможности человеческого духа. Поэтому в рассказе старый, полузасохший, искалеченный тополь
не умирает, весной он «лопнул сухой древесиной в том месте, где
его кору объели пленные, и в расщелину выперла и взбухла бледнозеленая новая кора». И это ожившее дерево вдруг заставило Климова
поверить в то, что он не умрет: «Он не знал, что случится с ним и
что он сделает, но вера крепла...»
Позже герой К. Воробьева повзрослеет и наберется опыта.
Внешне он останется таким же: «полудоходяга», на котором вместо
гимнастерки – мешок с дырками для головы, и рук, но он уже не будет, как Сергей Климов вначале, ждать, что кто-то придет и освободит узников, скажет, как надо действовать, а сам станет опорой для
тех, кто пал духом и разуверился. К. Воробьев расскажет о таком человеке в повести «Почем в Ракитном радости», во вставной новелле,
которую читает наизусть своему дяде писатель Константин Останков.
Эта новелла – о Светлоголовом, военнопленном, который личным поведением показывал пример остальным, напоминая о чести и
достоинстве. Светлоголовый мог крикнуть умирающему:
«Послушайте, бывший командир! Ведите себя прилично!», и ему
подчинялись, потому что чувствовали в нем сильного и волевого человека.
Новелла о Светлоголовом в определенной мере повторяет рассказ «Седой тополь», только герой здесь какое-то время словно бы
раздваивается: на Светлоголового и того молодого лейтена родственные – и по накалу чувств, и по биению сердца, понятно сразу. Оттого и выделил его Светлоголовый среди остальных, поставив
позади колонны «подбадривать» отстающих. Он так и сказал
«подбадривать», хотя был лейтенант самым младшим чином среди
пленных командиров и потому думал, что ему нельзя учить достоинству тех, кто «больше» его.
Идея произведения зародилась у автора, когда он увидел в витрине магазина кораблик с белыми парусами. Грин в своей истории изменил их цвет на алый – символ радости. На создание сочинения ушло четыре года, отдельной книгой издано в 1923 году. Прообразом Ассоли считается жена Грина Нина.
Жанр произведения – повесть-феерия из-за значительного объёма и необычных персонажей, деталей, ситуаций. Сказка в нём переплетается с реальностью. Направление – неоромантизм (главные герои не такие, как все); символизм (алые паруса).
Суть. «Алые паруса» – это история о людях, непохожих на других своим удивительным внутренним миром. Жители рыбацкого посёлка недолюбливают отца Ассоли - Лонгрена, считая его виновным в смерти трактирщика Меннерса. Его дочь они считают ненормальной за её богатое воображение и мечту о корабле с алыми парусами; издеваются и смеются над ней. Вопреки неверию местных жителей, однажды грёзы девушки воплощаются в реальность.
Герои
Главная героиня – Ассоль, которая с самого раннего детства растёт без матери в бедной обстановке. Чтобы заработать на жизнь, она с юных лет отцу изготавливать игрушки, которые они затем продают. Ассоль отличается от местных жителей красивой внешностью, а так же богатым духовным миром, непонятным для обывателей. У неё нет подруг, дети не принимают её в свою компанию, унижают и оскорбляют. Сказочник Эгль дарит Ассоль мечту о принце на корабле с алыми парусами, который приедет за ней, когда она станет взрослой. С этого времени она ждёт его, не обращая внимания на насмешки недоброжелателей.
Отец Ассоли – рыбак, который вынужден был оставить работу из-за смерти жены, чтобы в одиночку воспитывать маленькую дочку.
Эгль – добрый сказочник, который подарил Ассоль мечту.
Отец и сын Меннерсы – владельцы трактира. Это подлые, лживые и завистливые люди, которые сломали жизнь Лонгрена и его семьи.
Угольщик – единственный человек в посёлке, который понимает Ассоль и относится к ней с симпатией.
Артур Грей – капитан корабля с алыми парусами. Мальчик родился в обеспеченной семье. Однажды у него появляется мечта о странствиях по морю. Подростком он сбегает из дома, чтобы стать юнгой на корабле. Преодолев все трудности и набравшись опыта, он становится капитаном корабля. Однажды, случайно увидев спящую девушку на берегу моря, Грэй находит в её облике что-то своё, родное. От местных жителей он узнаёт о мечтательной натуре Ассоли и решает воплотить её грёзы в жизнь. Добрый, отважный и благородный юноша делает Ассоль счастливой.
Главные темы – исключительные люди; воплощение мечты в реальность.
Проблема. Социальные проблемы общества – зло, зависть, месть. Автор призывает людей быть добрее к окружающим, быть более чуткими.
Смысл. Нужно верить в свою мечту, стремиться к ней и воплощать её в жизнь самому.
Источник: Анализ романа Грина Алые паруса