План самостоятельной работы обучающегося по литературе Раздел: «Человек и право»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Философия
Ф.М.Достоевского. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
Ключевые понятия
Право –
совокупность закрепленных в законодательных актах и
регулируемых государством общеобязательных норм и правил поведения,
которые определяют границы свободы человека в социуме.
Правосудие –
вид правоохранительной и правоприменительной
государственной деятельности, в результате которой реализуется судебная
власть.
Преступление –
правонарушение (общественно опасное деяние),
совершение которого влечёт применение
ответственности.
Наказание – применение каких-либо, правовых или неправовых мер в ответ
на нарушение общепринятых норм и правил поведения.
Учебная информация
Тема «Человек и право» стоят особняком в русской литературе. В
своих произведениях эту тему затрагивали А.Н.Радищев («Путешествие из
Петербурга в Москву»), А.С.Пушкин («Борис Годунов», «Капитанская дочка
и др.»), А.С.Грибоедов («Горе от ума»), Н.В.Гоголь («Мертвые души»,
«Ревизор» и др.), Н.А.Некрасов («Кому на Руси жить хорошо») и многие
другие.
Писатели XIX века в своих произведениях пытались осознать, в какой
степени социально-экономические, гражданские и другие права доступны
их современникам, и эффективно построена система норм и правил, какие
права даны человеку. Ф.М.Достоевский и Н.С.Лесков описывали ситуации,
когда нравственные ценности отдельного человека вступают в конфликт с
ценностями общечеловеческими, и размышляли, можно ли его при этом
оправдать или осудить, или же постараться понять и найти причину этого
конфликта, который неизбежно ведет к столкновению тех прав, которые
человек сам себе разрешает иметь, руководствуясь личным опытом,
характером и жизненными
обстоятельствами, и правами, которые
государство официально, на уровне закона, дает своим гражданам.
Задание 1 Найдите в толковом словаре С.И.Ожегова лексическое значение
слова «право» (первые два толкования). На основе словарной статьи создайте
кластер с ключевым словом «право».
Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881)
Ф.М.Достоевский – один их ярких представителей писателей-гуманистов,
классик русской литературы, посвятивший свое творчество защите прав Задание 2 ответьте на вопросы
1 Каким мы видим этот город?
2 Какие чувства он у нас вызывает?
3 Для чего Достоевский использует столь подробное описание города и
помещений, в которых жили герои?
Задание 3 Заполнить таблицу. Прочитать ч.1,гл.1, ч.2,гл2; Ч.2, гл.6; ч.5,гл5
Составляющие образа
Характеристика
Город, пейзаж
Комнаты героев:
Раскольникова
Семьи Мармеладовых
Сони Мармеладовой
Сцены уличной жизни
В повести “Первый учитель” Ч. Айтматов ставит перед собой задачу большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением.
Грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым годам нашей страны. Ч. Айтматов создал живую легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове.
Этот образ очень реален. Поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену. Эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел.
Куркуреу — аил небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. Для них
советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Возможно, дехкане Куркуреу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. “В ней вся сила”,— говорят аильчане. Дюйшен страстно берется за дело. Чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай.
Как трудно было им заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — строители культуры, нашего будущего.
Подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в сельских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь самый прямолинейный противник просвещения Сатымкул: “Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали”. Это значит, Дюйшен научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. В повести создан образ несгибаемого коммуниста, становящегося примером для молодежи.
Алтынай и Толгонай, Танабай из “Прощай, Гульсары! ” — это поколение, выросшее под прямым влиянием Дюйшена. Оно призвано стать прочным мостом для перехода страны от мрачного к энергичному будущему. Герои мечтают о будущем, и тут вдруг трагедия войны. На страницах повести трагическое дыхание коснулось не только тех, кто сражался на фронтах, но и кто был далеко в тылу, в киргизских степях и городах.
Шла война, а дети войны, минуя отрочество, сразу становились взрослыми мужчинами, так как они наследники Дюйшена.
Художественное и воспитательное значение творчества Чингиза Айтматова непреходяще, так как в нем органически связаны думы о Родине, разных поколениях, о непрерывающейся связи времен.
ответ:1.Ермолаем-Еразмом
2. облик князя Павла
3. его ждала смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча
4. в церкви
5. змий забрызгал его своей кровью
6. Пётр должен был жениться на Февронии
7. она была из крестьян, неродовитая
9. В случае выздоровления князь должен был взять ее в жены
10. они умерли в один час
11. Когда же князь отправился обратно в Муром, все его тело вновь обильно покрылось болезненными язвами. Со стыдом он вернулся к Февронии. Она вновь исцелила его, и стала законной супругой.
12. Спустя время Павел скончался, и Муромом стал править его брат Петр.
13. умершие соединялись в одном гробу
14. неразумными
15. повесть, сказка, житие
16. Давид и Ефросиния
Объяснение: