План сравнительной характеристики: 1. Портрет героев
2. Поведение героев во время нападения татар.
3. Письмо о выкупе.
4. Занятия.
5. Мнения татар о героях.
6. Побег.
Портрет:
- Найдите в тексте описание героев; ( Жилин мал, да удал, Костылин – грузный, толстый)
- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
Поведение героев во время нападения татар
- Как ведет себя Костылин, поняв,что ему грозит смертельная опасность? (испугался, оставил товарища в беде, одного без оружия)
- Как можно охарактеризовать героя в данной ситуации? (трус, предатель)
- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. (Решает бороться до конца: Не дамся же живой)
- Что характерно для него? (решительность, смелость противостоять врагу; он не из робкого десятка).
Письмо о выкупе
- Почему Жилин отказался платить большой выкуп и указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
- Какие качества характера открываются в Жилине щадить чувства близких и дорогих ему людей)
- Какое решение принимает Костылин насчет выкупа? (Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе).
Занятия героев
Чем занимается в плену Жилин?
- Рукодельничает;
- Изучает местность, так как думает о побеге;
- Общается с Диной;
- Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
А Костылин?:
Бездействует и стонет.
- Подтвердите сказанное о героях текстом.
Мнение татар о героях.
Как татары называли Костылина? Найдите в тексте.( «смирный»)
Как относились татары к Жилину, почему? Как называли его татары? Найдите в тексте. (Жилин завоевал уважение детей и взрослых:«Корошурус», «джигит»).
Побег стр. 251 - прочитайте отрывок
- Почему Жилин не бросил Костылина? (настоящий офицер товарища не бросает)
- Кто виноват в том, что побег не удался? (Костылин)
- Какие качества характера мы запишем? (Жилин стремится уйти любой ценой. Он преодолевает трудный путь с терпением и выносливостью. Костылин же все время «кряхтит да охает», а потом совсем отказывается идти, слабый, малодушный)
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
- Итак, можем ли мы сказать, что герои абсолютно разные? Да, автор противопоставляет героев, использует литературный прием, который называется антитеза.
Антитеза – противопоставление.
- Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? Кто, по мнению автора, кавказский пленник?
- Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, находчивость. Он добр по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
А Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.
От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса. Его не смутили предстоящие трудности.
Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады.
Юноше не страшна была собственная смерть – соплеменники показались ему жалкими и бес а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям»:
«- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям».
Горящее сердце юноши людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И всё потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».
Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко.
Главный герой романа – молодой офицер в отставке Владимир Дубровский. Он приезжает в имение своего отца и узнает, что отчий дом и все имущество переходит по решению суда к помещику Троекурову. Предательство Кириллы Петровича доводит Андрея Гавриловича до смерти.
Дворовые люди господ Дубровских возмущены несправедливым приговором суда. Они бунтуют и отказываются переходить под власть нового деспотичного барина.
Таким образом, обстоятельства жизни, несчастья, случившиеся с семьей Дубровского, а также протест и гнев крепостных крестьян заставили Владимира стать разбойником. Причиной всех бед он считает помещика Троекурова. Вот что он говорит Марии Кирилловне: „.. я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах» .
Молодой Дубровский уходит в лес и становится предводителем крестьян-разбойников. Это благородные разбойники, которые никого не убивают, а грабят только богатых. Но цели Дубровского и крестьян различны. Крестьяне не видят иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь. Владимир Дубровский становится разбойником из-за стремления к личной мести. Главная его цель – отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца.
Я положительно отношусь к Владимиру Дубровскому, так как, не смотря на беды, которые ему пришлось пережить, он остался честным и благородным человеком