Стихотворение было написано в 1853 году, относится к ранней лирике Никитина. В это время поэт содержал постоялый двор, учил языки, зачитывался русской и зарубежной литературой.
К созданию анализируемого произведения поэта, видимо, подтолкнули невеселые рассказы крестьян о своей жизни. Известно, что отец Ивана Саввича был торговцем свечами. В его лавке постоянно бывали прихожане. Будущий поэт, слышал от этих людей, какой он, крестьянский быт. Так в сердце Никитина воспламенилась любовь к простому народу, которая не могла не отразиться в творчестве.
Опубликовали творение поэта спустя год в журнале «Библиотека для чтения» за 1854 г.
Тема
В произведении тесно переплетаются две темы: красота зимней поры и предсмертные мысли старушки-крестьянки. Раскрываются они в монологе лирического героя, который, кажется, наблюдает за происходящим со стороны.
Первые стихи воспроизводят веселый зимний пейзаж: сияющий месяц над деревней, блестящий снег и занесенные снежной бурей избы. В картинах природы нет ничего оригинального, но именно их простота читателю окунуться в деревенскую атмосферу.
Второе четверостишие посвящено описанию храма, облитого лунным светом. Этот образ символичный для православных. У русского народа религия занимала особое место, что подчеркивается в строках Богу, спит крестьянский люд». Эта деталь полно отобразить крестьянский колорит. Постепенно веселый лад сменяется печальным настроением: на улицах пусто и одиноко, все окутано «немой тишиной». Читая следующие строфы, понимаем, в чем причина таких перемен.
Пейзажные зарисовки плавно переходят в рассказ о горе, царящем в одной из избушек. В ней старушка чувствует приближение смерти. Она беспокоится, что ее внуки останутся сиротами. Женщина знает, что дети пойдут за к чужим людям, среди которых много злых. Женщина волнуется, что сироты выберу греховный путь и забудут Господа. Утешение женщина находит в молитвах Богу, умоляя Всевышнего не оставлять ее внуков, стать им опорой.
В рассказе о старушке И. Никитин упоминает неотъемлемые атрибуты крестьянской избы – лампадку и иконы. Они, как бы намекают, что Бог всегда рядом с теми, кто в него верит.
Поэт не рассказывает, как сложились судьбы сирот, но красноречиво намекает об этом в последних строфах: «песенник лихой» мчится в поле, напевая печальные песни.
Композиция
Анализируемое стихотворение по смыслу можно поделить на две части: зимний пейзаж и рассказ о старушке, чувствующей скорую смерть. Части разные по объему, большинство строк посвящено рассказу о старушке. Чтобы полно передать все, что чувствовала умирающая женщина, автор создает монолог от ее имени. Ему отведено несколько строф. Лирический герой отступает в них на второй план. Формально произведение делится на шестнадцать катренов.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как в нем преобладает грустное настроение, усиливающиеся в последних строках. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихотворении используется перекрестная рифмовка АВАВ, есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Пейзажные зарисовки И. Никитин создал с использованием художественных средств. Они также являются основой рассказа о старушке и отображения крестьянского быта.
В тексте есть метафоры – «сонное село», «оба малолетки, разуму в них нет», эпитеты – «синий огонек», «тяжелый труд», «бедная старушка», «человек злой» и сравнение – «крест под облаками, как свеча горит».
В монологе, написанном от лица старушки чувствуется отчаяние, которое передается при восклицательных предложений. В некоторых строфах используется аллитерация, например, в описании сонного села преобладают слова с согласными «с», «з»: «пусто, одиноко сонное село вьюгами глубоко избы занесло».
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась — вздрогнула.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.
История создания
Стихотворение было написано в 1853 году, относится к ранней лирике Никитина. В это время поэт содержал постоялый двор, учил языки, зачитывался русской и зарубежной литературой.
К созданию анализируемого произведения поэта, видимо, подтолкнули невеселые рассказы крестьян о своей жизни. Известно, что отец Ивана Саввича был торговцем свечами. В его лавке постоянно бывали прихожане. Будущий поэт, слышал от этих людей, какой он, крестьянский быт. Так в сердце Никитина воспламенилась любовь к простому народу, которая не могла не отразиться в творчестве.
Опубликовали творение поэта спустя год в журнале «Библиотека для чтения» за 1854 г.
Тема
В произведении тесно переплетаются две темы: красота зимней поры и предсмертные мысли старушки-крестьянки. Раскрываются они в монологе лирического героя, который, кажется, наблюдает за происходящим со стороны.
Первые стихи воспроизводят веселый зимний пейзаж: сияющий месяц над деревней, блестящий снег и занесенные снежной бурей избы. В картинах природы нет ничего оригинального, но именно их простота читателю окунуться в деревенскую атмосферу.
Второе четверостишие посвящено описанию храма, облитого лунным светом. Этот образ символичный для православных. У русского народа религия занимала особое место, что подчеркивается в строках Богу, спит крестьянский люд». Эта деталь полно отобразить крестьянский колорит. Постепенно веселый лад сменяется печальным настроением: на улицах пусто и одиноко, все окутано «немой тишиной». Читая следующие строфы, понимаем, в чем причина таких перемен.
Пейзажные зарисовки плавно переходят в рассказ о горе, царящем в одной из избушек. В ней старушка чувствует приближение смерти. Она беспокоится, что ее внуки останутся сиротами. Женщина знает, что дети пойдут за к чужим людям, среди которых много злых. Женщина волнуется, что сироты выберу греховный путь и забудут Господа. Утешение женщина находит в молитвах Богу, умоляя Всевышнего не оставлять ее внуков, стать им опорой.
В рассказе о старушке И. Никитин упоминает неотъемлемые атрибуты крестьянской избы – лампадку и иконы. Они, как бы намекают, что Бог всегда рядом с теми, кто в него верит.
Поэт не рассказывает, как сложились судьбы сирот, но красноречиво намекает об этом в последних строфах: «песенник лихой» мчится в поле, напевая печальные песни.
Композиция
Анализируемое стихотворение по смыслу можно поделить на две части: зимний пейзаж и рассказ о старушке, чувствующей скорую смерть. Части разные по объему, большинство строк посвящено рассказу о старушке. Чтобы полно передать все, что чувствовала умирающая женщина, автор создает монолог от ее имени. Ему отведено несколько строф. Лирический герой отступает в них на второй план. Формально произведение делится на шестнадцать катренов.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как в нем преобладает грустное настроение, усиливающиеся в последних строках. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихотворении используется перекрестная рифмовка АВАВ, есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Пейзажные зарисовки И. Никитин создал с использованием художественных средств. Они также являются основой рассказа о старушке и отображения крестьянского быта.
В тексте есть метафоры – «сонное село», «оба малолетки, разуму в них нет», эпитеты – «синий огонек», «тяжелый труд», «бедная старушка», «человек злой» и сравнение – «крест под облаками, как свеча горит».
В монологе, написанном от лица старушки чувствуется отчаяние, которое передается при восклицательных предложений. В некоторых строфах используется аллитерация, например, в описании сонного села преобладают слова с согласными «с», «з»: «пусто, одиноко сонное село вьюгами глубоко избы занесло».